На площади заснувши наяву. Как меняется один из самых романтичных районов Петербурга?
Те, кто оказывается здесь впервые, могут и не понять, что находятся на площади, ведь Садовая улица в этом месте просто разделяется на два «рукава», огибая большой сквер… Площадь Тургенева, или Покровская, как прежде (многие старожилы и сегодня ее по давней памяти называют просто Покровкой), — почти самый край исторического района, именуемого Коломной. По словам нашего собеседника краеведа Юрия ЛЮБЕЗНИКОВА, это, наверное, самый романтичный район города, на который мы зачастую смотрим сквозь призму произведений Пушкина, Гоголя и Достоевского.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
— Иногда кажется, что здесь как будто бы остановилось время: настолько тут тихо и несуетно…
— Именно в этом и состоит прелесть Коломны и, в частности, Покровского острова, центром которого служит площадь Тургенева. Для всех, кто здесь живет, это любимое место в городе. Здесь ощущаешь себя истинным петербуржцем. Вокруг — реки и каналы, театры и музеи. Здесь очень хорошо жить, очень хорошо любить и очень хорошо состариться. И никуда уезжать отсюда старожилы не хотят…
Да, тут нет роскоши центральных улиц и площадей, но нет и «барных улиц» с ночным шумом, нет толп туристов и жуткого автомобильного трафика. Но этого и не надо… Хотя не сказать, что район забыт: за последние полтора десятка лет многие здания были отремонтированы, сквер благоустроен. В двух шагах от площади, на Канонерской улице, появилась большая современная гостиница.

Конечно же, район меняется. Сужу по собственным впечатлениям, ведь я провел детство рядом, на Матисовом острове, и очень часто бывал на Покровке. Зимой мы с ребятами катались по скверу на лыжах, летом гоняли мяч. Во второй половине 1980‑х годов ездили с друзьями на 36‑м трамвае от площади Тургенева до конечной в Стрельне — просто ради удовольствия и возможности искупаться в Финском заливе. Это было, безусловно, приключение, как поездка на край света.
— Вообще представить эту площадь без трамваев невозможно…
— Конечно, трамвай стал неотъемлемой частью здешней ауры. Покровка очень востребована среди кинематографистов. Это готовая декорация для киносъемок. Например, эпизод на знаменитых московских Патриарших прудах из «Мастера и Маргариты» кинорежиссер Владимир Бортко снимал именно здесь. Между прочим, на площади Тургенева делает оборотный круг ретротрамвай, который возит туристов по интересным местам нашего города…
Вообще особых проблем с общественным транспортом здесь нет. Через площадь Тургенева проходят три трамвайных маршрута и два автобусных. До Сенной площади, где три станции метро, всего несколько остановок.
— И все равно, наверное, ждете открытия станции метро «Театральная»?
— Разумеется. Тогда все кварталы Коломны будут в пешеходной доступности от метро. И никакой, даже кажущейся удаленности, уже не будет.
Что касается больших торговых центров, то их здесь нет, но небольшие магазины, в том числе и сетевые, представлены в достаточном количестве. Практически все помещения на первых этажах зданий, расположенных на площади, отданы под магазины, предприятия общепита и другие заведения. Нет проблем и с культурными очагами и местами досуга. Музеи, театры, общественные пространства, Новая Голландия, Никольские ряды — рукой подать…
— Каким бы хотелось видеть сквер на площади Тургенева?
— Знаете, я абсолютно уверен, что рано или поздно восстановят Покровскую церковь. Без нее площадь действительно кажется немного пустой, как будто на ней чего‑то не хватает.
Археологические исследования, проведенные в позапрошлом году, подтвердили сохранность фундаментов церкви. Конечно, на них новое здание вряд ли можно построить, но вопрос в другом: церковь по размерам — относительно небольшая, и она вовсе не заменит собой существующий сквер.
Так что, на мой взгляд, церковь лишней точно не будет. Она служила главной достопримечательностью Покровского острова. Но все‑таки для многих местных жителей вопрос о возможном воссоздании храма достаточно болезненный из‑за того, что сквер на площади — единственная зеленая зона. Парков поблизости нет, а вот храмы в пешей доступности — есть.
Пока же самые большие проблемы на площади Тургенева состоят, как представляется, в том, что некоторые хозяева собак не убирают за своими питомцами…
В ТЕМУ
Протоиерей Константин КОСТРОМИН, доцент кафедры церковной истории Санкт-Петербургской духовной академии РПЦ:
— На вопрос о том, есть ли смысл в восстановлении храма на площади Тургенева, отвечу так. Храм для священника — место служения, куда придут (или не придут) люди, в котором сложится (или не сложится) община. Другой вопрос, найдутся ли средства, достаточные для достойного строительства, или только на такое, что вызовет у окрестных жителей самые разные чувства. Да, храм — уже украшение района, место притяжения. Но в районе, не очень густонаселенном, уже есть несколько храмов с историей и сложившимися общинами. К тому же это будет новодел… В моих словах скепсис, хотя принципиально я бы не стал возражать, если бы появилась община, готовая этот храм построить.
МНЕНИЯ
Андрей РУМЯНЦЕВ, главный архивист Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга:
— По долгу службы вот уже более тридцати лет хожу от здания архива на Псковской улице к станции метро «Балтийская» через площадь Тургенева. Она своеобразный антипод Сенной площади: если на той всегда шумно, то здесь обычно относительно тихо. Площадь Тургенева, собственно, и воспринимается не как площадь, а, скорее, как переход между сторонами Садовой улицы. Обе площади роднило в свое время множество скамеек, которые ночью и ранним утром становились пристанищем бездомных. Хорошо, что теперь этого уже нет… Еще одна примета площади Тургенева: на углу Английского проспекта и Садовой улицы, ближе к Фонтанке, в теплое время года играют скрипачи и флейтисты.
Татьяна СЫРЧЕНКО, исследователь аномальных явлений:
— Рядом с площадью, на улице Лабутина, много лет находилась редакция газеты «Аномалия», главным редактором которой мне посчастливилось быть. Площадь Тургенева — волшебная, она как окно в миры самых разных людей — знаменитых и не очень. Из расположенного неподалеку дома № 185 по набю Фонтанки, где когда‑то жил Александр Сергеевич Пушкин, к нам в редакцию в начале 1990‑х годов пришла волонтером-корректором дама по имени Татьяна, которая так и говорила: «Мы живем у Корфов, Пушкины под нами». В бывшей квартире Пушкиных жили мать и сын, и вот удивительное совпадение: сына звали Александр Сергеевич, и он писал стихи… А дом № 174 по каналу Грибоедова — самая что ни на есть аномалия: на нем установили мемориальную доску о том, что в нем жил Пушкин, но, как потом выяснилось, ошибочно. Тем не менее он очень напоминает дом, который Пушкин описал в своих стихах. И нам, «аномальцам», не раз виделось, как поэт стоит напротив, как будто читая что‑то на воде.
Ольга ГАВРИЛИНА, главный библиотекарь библиотеки «Старая Коломна»:
— История площади Тургенева и прилегающих улиц постоянно находится в нашем поле интереса, хотя мы и расположены чуть поодаль, у Никольского собора. Мы проводим лекции, включающие рассказ о площади, она входит в маршруты некоторых наших пешеходных экскурсий. Например, в рамках экскурсии «Музыкальная Коломна» мы показываем дом № 90 по Садовой улице, расположенный на площади. В нем в начале ХХ века жил юный Сергей Прокофьев. С Коломной и с этим адресом, первым в Петербурге, связаны очень счастливые впечатления будущего великого композитора… Что же касается досуговых центров непосредственно у площади, то это подростково-молодежный клуб «Перспектива» на Садовой ул., 125, и молодежный клуб «Глобус» в переулке Макаренко.
Читайте также:
Булыжная дорога к храму. Обособленность района повлияла на появление крупных кладбищ
Там, где много неба: район Ульянка расположен рядом со станцией метро «Проспект Ветеранов»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 57 (7879) от 01.04.2025 под заголовком «На площади заснувши наяву».
Комментарии