На Пискаревском кладбище открыли памятную доску, посвящённую журналистам, погибшим при защите Ленинграда

Событие для нашего города знаковое: на Аллее памяти Пискаревского мемориального кладбища состоялась торжественная церемония открытия памятной доски, посвященной журналистам, погибшим при защите Ленинграда в годы блокады.

На Пискаревском кладбище открыли памятную доску, посвящённую журналистам, погибшим при защите Ленинграда | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Началась церемония с возложения венка и цветов к монументу «Мать-Родина». В ней участвовали представители Дома журналиста, Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ, члены Союза журналистов России — именно его петербургское отделение стало инициатором и организатором установки памятной доски. Инициативу официально одобрил губернатор города Александр Бег­лов.

Слова посвящения выбиты на памятной доске из уральского гранита. Черные буквы на светлом фоне — своего рода отсылка к газетным полосам военных лет.

— Мы отдаем долг памяти нашим павшим коллегам, — отметил, выступая на церемонии, председатель Петербургского отделения Союза журналистов России, главный редактор газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Дмитрий Шерих. — Это именно долг, потому что на Аллее памяти давно увековечена память об учителях и архитекторах, работниках Эрмитажа и «Водоканала», о водителях трамваев, погибших в годы в блокады, но подвиг блокадных журналистов оставался здесь не отмечен. Мы восполняем этот пробел. Помнить о подвиге предшественников — наш долг.

В создание мемориальной доски внесли вклад, без преувеличения, все петербургские участники Союза журналистов России: своими членскими взносами, своим творческим участием.

Мемориальная доска_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Установка памятной доски — дело чести для нас, для всего Союза журналистов России в целом, — подчеркнул Дмитрий Шерих.

— Глава СЖР Владимир Соловьев одним из первых поддержал эту инициативу. Для него Пискаревское мемориальное кладбище — тоже свое, «родное»: здесь во время блокады была похоронена его прабабушка, — сказал главный редактор «Санкт-Петербургских ведомостей».

Памятная доска отдает дань памяти всем журналистам — тем, кто погиб в кольце блокады, на Ленинградском фронте и других фронтах, на Балтике. Тем, кто покоится на Пискаревском кладбище, и тем, чье место захоронения до сих пор не установлено, — а таких, к сожалению, немало.

Напомним, в годы войны в нашем городе печатались десятки газет и журналов, в их числе «Ленинградская правда», «Смена», «На страже Родины», «Ленинград», «Звезда», «Блокнот агитатора», «Пропаганда и агитация», «Фронтовой дорожник»… Выходил даже детский журнал «Костер», а в самые трудные месяцы, когда не хватало бумаги и не работали типографии, звучал по радио.

Среди ленинградских журналис­тов, работавших во время блокады, было немало известных писателей и поэтов. Поэт Николай Тихонов, руководивший специальными писательскими группами при Ленинградском фронте, вспоминал, как в окопах на Неве, на батареях Пулкова, у разведчиков, на аэродромах, в блиндажах и землянках бойцы и командиры с нетерпением ждали свежий выпуск своей боевой газеты…

Как отметил на церемонии открытия сопредседатель петербургской региональной коллегии Большого жюри СЖР Юрий Светов, по различным оценкам, на фронтах Великой Отечественной войны работали около девяти тысяч военных журналистов. Погиб каждый шестой. В одном только Ленинграде погибли около ста журналистов. На Невском пятачке пал смертью храбрых редактор милицейской многотиражки «Пост революции» лейтенант милиции Александр Буланов. Но надо помнить не только о тех, кто был пишущим или снимающим журналис­том, но и о тех, кто своей технической работой обеспечивал функционирование газет и радио. Эта памятная доска — в память и о них тоже.

Пискаревка1_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

— Памяти никогда не бывает много. В нашем городе есть места, связанные с блокадной журналистикой, которые до сих пор не отмечены, — напомнил Светов. — Например, дом на Социалистической улице, 14, где во время блокады находилось Ленинградское отделение ТАСС. Там работали журналисты и приписанные к агентству художники — создатели плакатов «Окна ТАСС».

Как заметила Людмила Громова, член правления Петербургского отделения СЖР, обладатель звания «Легенда российской журналистики», еще немало неисследованного в летописи блокады, много несказанных слов благодарностей тем, кто боролся за Ленинград.

— Не простили бы нам бестрепетной жизни наши старшие коллеги, журналисты, которые воевали своим пером, фотоаппаратом при защите Ленинграда. Мы трепетно относимся к этой памяти уже много лет. В ТАСС мы на свои средства еще в 1975 году открыли мемориальную доску нашим старшим коллегам, и это место в редакции стало святым, — сказал во время церемонии старейший петербургский сотрудник ТАСС Олег Сердобольский.

Таким же святым местом должна стать и памятная доска на Пис­каревском мемориале. Отныне каждый год 5 мая, в «старый» День печати, который отмечали журналис­ты, трудившиеся в годы блокады, а также в другие памятные даты, связанные с Великой Отечественной войной, сотрудники СМИ будут встречаться у этой памятной доски, возлагать к ней цветы.

Добавим, что ее открытие состоялось в день пятой годовщины учреждения Петербургского отделения Союза журналистов России. Как отметил Дмитрий Шерих, было принципиально важно отметить первый юбилей отделения именно таким общественно значимым событием.

Читайте также:

В Красногвардейском районе прошёл историко-краеведческий фестиваль «Звенья времени»

Героям-гвардейцам посвящается. История обелиска на Пулковских высотах


#Аллея памяти #Пискаревский мемориал #журналисты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7769) от 14.10.2024 под заголовком «Наш долг и дело чести».


Комментарии