На месте торфяного болота. Как появилась Малая Рыбацкая?
Едва ли кто‑то уже помнит, что вдоль нынешней Октябрьской набережной — от улицы Тельмана до Володарского моста — находилась когда‑то Малая Рыбачья слобода, или Малое Рыбацкое. Своим происхождением слобода была обязана селу Рыбацкому на противоположном берегу Невы. Оно разрасталось, и переселенцы из него стали осваивать правый берег Невы.
ФОТО Википедии / Русские идут!. / CC BY-SA 3.0
А рядом со слободой в середине XVIII века находилась деревня Гнилая Рыбная, имя которой, как считает историк-краевед Владимир Валдин, происходило от находившегося рядом большого торфяного болота. Название Малой Рыбачьей слободы появилось на картах почти одновременно с Гнилой. Поначалу эти два селения разделяло около полуверсты, затем они слились под общим названием Малое Рыбацкое.
Недаром магистраль, которая проходила по трассе нынешней Народной улицы, в начале ХХ века получила наименование Рыбацкий проспект. С 1930‑х годов он стал Дорогой на станцию Нева. Народной улица стала в январе 1964 года — «в честь советского народа»…
В середине XIX века в Малой Рыбацкой возникли два крупных предприятия: Невская писчебумажная фабрика, основателями которой были купец Александр Варгунин и английский коммерсант Джон Гоберт, и суконная и одеяльная фабрика англичанина Джеймса Торнтона (в советское время носила имя Эрнста Тельмана, потом была «Невской мануфактурой»). Рядом располагались «беляевские» кирпичные заводы и жилища их рабочих.
Следы этих кирпичных заводов сохранились до сих пор в районе нынешней улицы Новоселов. Рельеф внутриквартальных территорий сохранил очертания существовавших когда‑то тут рупасов — так назывались пруды, в которых держали воду для формовки кирпича.
МНЕНИЯ
Вера ШИРОКАЯ, менеджер:
— Мое детство прошло в 1980‑х годах на улице Новоселов. В ту пору нам вполне хватало уютного дворового пространства между пятиэтажками. Любимым местом и центром притяжения был кинотеатр «Невский» у Володарского моста. Каждые выходные мы с подружками ходили туда на детские утренники. Зал был полон, ведь тогда еще не у всех дома были телевизоры. А за зданием кинотеатра росли яблони и сливы, оставшиеся от прежних садов. Пенсионеры собирали там плоды на компот и варенье. Во дворах взрослые жители собирались в команды и играли в футбол, в волейбол. Летом мы ходили загорать на пустырь около завода пластмасс на улице Новоселов, зимой там же катались на лыжах. В расположенных там прудах мальчишки ловили тритонов…
Юлия БУРКОВА, фотограф:
— Район неплохой, и при должном аккуратном отношении граждан ко всему, что тут есть, был бы вообще замечательный. Но культуры, что ли, не хватает, многие люди как будто одним днем живут, не ценят ничего и не берегут… Дело‑то ведь за малым: просто поддерживать чистоту вокруг, не бить бутылки, окурки в урны выбрасывать, убирать за собаками, доносить домашний мусор до баков. В нашем районе с этим слабовато… Замечательное место — набережная Невы, но как ни придешь туда, приходится обходить осколки битых бутылок, оставленные маргинальными личностями… Хорошо, есть две библиотеки, детская и взрослая, там замечательные люди и атмосфера, очень люблю там бывать, дочке тоже нравится.
Людмила МЕРЕЧКО, архитектор:
— Меня удивляет, насколько неэффективно сегодня используются уникальные ресурсы нашего района. Здесь ведь сочетание Невы, уголков природы, промышленного зодчества XIX века, модернистской архитектуры 1960 – 1970‑х годов… Есть и «сталинская» архитектура со своим обаятельным масштабом и зелеными дворами. По-своему даже притягательны пятиэтажные дома со встроенными магазинами на Народной улице. Все это вместе взятое могло бы придать району свое особенное лицо. А на деле — уплотнительная застройка, неухоженные дворовые пространства. Вы даже не представляете, как много у нас летом пыли!
Кирилл СТРАХОВ, президент фонда развития городского самоуправления:
— С давних пор причисляю себя к поклонникам театра «Мастерская», расположенного у Володарского моста. В свое время академик Дмитрий Лихачев называл Неву культурной границей Петербурга и сетовал: на правом берегу — ни одного театра! «Мастерская» прорвала эту границу. Как зритель, я хожу в «Мастерскую» за хрупким ощущением театрального чуда в спектаклях Григория Козлова и его учеников — Наталии Лапиной, Екатерины Гороховской, Дмитрия Егорова… Два элемента этого чуда поддаются описанию. Первый — верность школе перевоплощения, второй — примат правды, сценической и гражданской. Но все остальное — необъяснимая магия театра.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 3 (7332) от 11.01.2023 под заголовком «На месте торфяного болота».
Комментарии