На Макаровской улице Кронштадта установлен памятник художнику-маринисту Ивану Айвазовскому

Памятник Ивану Айвазовскому (1817 – 1900) установлен на главной улице Кронштадта — Макаровской, неподалеку от крепости, защищавшей в прошлом морские подходы к Петербургу. Торжественно открыт монумент (общая высота — 4 метра, высота бронзовой поясной скульптуры — 1,8 метра) был 5 сентября 2007 года — к 190‑летию со дня рождения художника. Скульптор, заслуженный художник России Владимир Горевой, изобразил живописца за работой. В руках — палитра, кисти и муштабель (длинная палочка с мягким наконечником, которую художники использовали как опору для руки при работе над картиной), в глазах — огонь вдохновения. Взгляд обращен к Финскому заливу и кораблям, что имеет глубокий смысл, ведь весь мир знает Айвазовского прежде всего как мариниста.

На Макаровской улице Кронштадта установлен памятник художнику-маринисту Ивану Айвазовскому | ФОТО Виктора ЮШКОВСКОГО

ФОТО Виктора ЮШКОВСКОГО

На гранитном пьедестале — перечень званий и наград художника. И еще — картуш с поэтическими строками, написанными почетной жительницей Кронштадта Марией Аминовой:

Творец, великий сын России, волшебной кистью ты владел.

Ты предан был морской стихии, красу и мощь ее воспел.

В расцвете сил и вдохновенья поднялся ты на пьедестал.

Для нас же с этого мгновенья ты навсегда кронштадтцем стал.

Кронштадт был важен для Айва­зовского, ведь, будучи еще студентом Императорской академии художеств Санкт-Петербурга, он нередко рисовал виды залива, корабли, пристани и форты острова Котлин…

Вообще‑то настоящее имя всемирно известного русского художника-мариниста Ивана Айвазовского — Ованес Айвазян. Будущий живописец, график, коллекционер и меценат родился в Феодосии в армянской семье купца Геворка (Константина) Айвазяна и Рипсиме Айвазян. Начальное образование получил в армянской приходской школе Феодосии, там же учился в уездном училище, после него талантливого мальчика зачислили в симферопольскую гимназию. Там первым его учителем рисования стал немецкий художник-колонист Иоганн Людвиг Гросс, который по окончании курса дал своему ученику рекомендацию в Императорскую академию художеств, куда Иван Айвазовский был «принят на казенный счет».

Айвазовский приехал в Санкт-Петербург 28 августа 1833 года. Поначалу учился в пейзажном классе у Максима Воробьева. Уже в 1835 году за свои пейзажи получил серебряную медаль и был определен помощником к модному французскому художнику Филиппу Таннеру, а затем — в класс батальной живописи к профессору Александру Зауервейду. В 1837 году Иван Айвазовский получил за картину «Штиль» уже Большую золотую медаль. По окончании академии его на шесть лет отправили в творческую командировку за границу — он путешествовал по Италии, Германии, Франции, Англии, Испании…

Но становление Айвазовского как художника проходило именно в Петербурге, и здесь он получил настоящее признание. В 1844 году стал живописцем Главного морского штаба России с правом ношения адмиральского мундира, в 1847‑м — профессором Академии художеств, а с 1887‑го и почетным ее членом. Кроме того, он состоял в академиях художеств Амстердама, Рима, Парижа, Флоренции, Штутгарта, был кавалером многих орденов, в числе которых важнейший — орден Александра Невского. Иван Константинович стал единственным художником Российской империи, удостоенным награды Папы Римского (Григория XVI), а за созданную в 1857 году серию из четырех пейзажей «Богатства России» он получил и наивысшую награду Франции — орден Почетного легиона…

Айвазовский отличался потрясающей работоспособностью и скоростью написания картин. Великий русский маринист создал более шести тысяч полотен и имел около 120 персональных выставок. Знаменит он не только морскими пейзажами и сражениями: художник создал серию видов крымских прибрежных городов и степей Малороссии, а также писал картины на библейские и исторические темы.

Гонорары были высокими, и солидный капитал автор щедро направлял на благотворительные цели. Больше всего добра доставалось его малой родине (например, на деньги художника было выстроено здание археологического музея в Феодосии, налажено водоснабжение, проведено благоустройство). В 1880 году ­Айвазовский стал первым в истории Феодосии почетным гражданином этого города.

Умер Иван Константинович 2 мая 1900 года в возрасте 82 лет в кругу семьи. В последний день жизни он начал писать картину «Взрыв турецкого корабля». Незаконченная, она так и осталась на мольберте в мастерской художника в его доме в Феодосии, который сегодня превращен в музей. В Феодосийской картинной галерее имени И. К. Айвазовского сегодня хранится самая большая коллекция маринистической живописи и графики плюс архивные и фотодокументы, мемориальные вещи и предметы декоративно-прикладного искусства — всего более 13 тысяч экспонатов. Но основу коллекции главного корпуса галереи составляет, конечно же, наследие самого Ивана Айвазовского — 417 его работ. В собрании Русского музея в Петербурге 54 картины Айвазовского, в том числе полотно «Сотворение мира» и самая известная работа художника — картина «Девятый вал».

Художник был похоронен в ограде Армянской церкви Сурб Саркис в Феодосии. На беломраморном надгробии на древнеармянском языке «грабаре» начертаны слова: «Рожденный смертным оставил по себе бессмертную память».

Читайте также: 

Особняк Нестора Кайгородова может лишиться статуса памятника

В деревне Чирковицы Волосовского района восстанавливают Спасскую церковь




#памятник #история #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (7998) от 23.09.2025 под заголовком «Волшебной кистью он владел…».


Комментарии