На берегу Выборгского залива продолжается реставрация «Усадьбы Киискиля»

В 165 километрах от Петербурга, на берегу Выборгского залива, продолжается реставрация объекта культурного наследия «Усадьба Киискиля».

На берегу Выборгского залива продолжается реставрация «Усадьбы Киискиля» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Впервые усадьба упоминается в документах, датируемых 1562 годом. Существующий деревянный дом был построен в 1816 году архитектором Петром Вилье. За прошедшие два века усадьба сменила много хозяев, но уцелела благодаря тому, что в начале 1950‑х годов в ней разместили пионерский лагерь «Чайка» Выборгского судостроительного завода.

Усадьба2_Пр.jpg

ФОТО АВТОРА


Восемь лет назад заброшенную усадьбу и ее погибающий главный дом приобрел петербургский врач Илья Слепцов, решивший превратить этот объект в туристический центр с музеем, гостиницей, конференц-центром и другими сервисами. «Это будет не скоро, у нас работает небольшая команда, — опережает Слепцов естест­венный вопрос о сроках реставрации, — моя идея состоит в том, чтобы создать самоокупаемый объект. Его жизнь не должна зависеть от того, кто будет владеть усадьбой в дальнейшем».

На сегодняшний день полностью отреставрирован погреб рядом с главным домом. Там произведена вычинка кладки из валунов, что позволит вернуть погребу его исконную функцию. Прошлой зимой туда завозили лед с залива, и он держался до конца лета, обес­печивая сохранность продуктов.

В главном доме завершена реставрация сводчатого подвала, в том числе основания, на котором держится кирпичная кладка. Для вычинки самой кладки потребовалось приобрести 35 тысяч кирпичей начала ХХ века.

Три года реставраторы занимались спасением сруба методом «лифтинга». Для этого сруб приподнимали над поверхностью земли, а затем последовательно опус­кали венцы, начиная с нижнего и заменяя сгнившие бревна. Таким способом удалось сохранить порядка 60 процентов исторических бревен. Новые были обработаны простым топором, чтобы дерево дольше простояло.

Шесть колонн для портика усадебного дома были сделаны из цельных бревен, что редко бывает в подобных постройках.

Их пришлось менять, бревна из столетней сосны привезли из вологодских лесов.

Слепцов пояснил, что дом отап­ливался 12 печами производства местного Ракколаниокского гончарного завода.

Сохранились две — с белыми фигурными изразцами и синими с рисунками в голландском духе. «Когда просыпалась утром, на меня всегда смотрела сова», — рассказала реставраторам женщина, в детстве отдыхавшая здесь в пионерском лагере. Изразец с изображением этой птицы и сегодня на своем месте.

А на одной из досок рабочие обнаружили надпись: «Сегодня кошка Мурка родила шестерых котят. 16 июня 1954». Эта доска, как и скульптуры двух бетонных пионеров, которые украшали мес­то для линеек, и огромная фигура Гулливера из железа, служившая воротами на детскую площадку, станут экспонатами усадебного музея. А вот два яка и коровы редкой шотландской породы хайленд, обживающие усадебную ферму, сельскохозяйственного значения не имеют. Они подарены владельцу усадьбы, чтобы своим миролюбивым поведением радовать туристов.


#Усадьба Киискиля #архитектура #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 87 (7663) от 16.05.2024 под заголовком «Сова на старой печке».


Комментарии