На Балтийском заводе завершили обслуживание атомного ледокола «Арктика»

На Балтийском заводе завершены работы по межнавигационному обслуживанию головного атомохода проекта 22220 «Арктика». Первую ледокольную проводку он совершил почти пять лет назад, в ноябре 2020‑го, и с той поры неизменно используется при проведении сложных операций на трассе Севморпути. После окончания плановых ремонтных работ флагман ледокольного флота России отправился в Мурманск, к порту приписки.

На Балтийском заводе завершили обслуживание атомного ледокола «Арктика» | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Когда корабелы запускают в работу новый крупный проект, неизбежно возникают определенные сложности. Не обошлось без них и при строительстве головного атомохода по проекту, который в свое время подготовили петербуржцы, специалисты ЦКБ «Айсберг». Да и как иначе, ведь судов с ядерной энергетической установкой, подобных этому, нигде в мире прежде не строили. Это не просто плавучий гигант длиной 173,3 метра и с бортами, которые возвышаются над водой на высоте пятиэтажного дома, способный крушить трехметровые льды. В этом судне с принципиально новой двигательной установкой РИТМ-200 (совместный проект «Атомфлота» и «Росатома»), могучим сердцем атомохода, корабелы воплотили много новых идей.

Пожалуй, главная особенность конструкции «Арктики» — балластные емкости для воды (как на подлодках), позволяющие менять осадку судна в зависимости от района плавания. Поэтому атомные исполины этого проекта, регулируя объем воды в таких емкостях, могут с равным успехом работать и в арктических морях, и в устье северных рек — на Енисее и в акватории Обской губы.

То есть глубже «оседать» в морях или, напротив, всплывать на мелководье, чтобы не задеть килем дно.

Закономерные сложности, с которыми Балтийский завод столк­нулся во время строительства флагмана серии, естественно, были учтены при постройке других атомоходов проекта 22220. Мало того, специалисты учли также опыт эксплуатации флагманской «Арктики», поскольку некоторые нюансы появляются лишь на данном этапе, при работе судна во льдах.

Эти моменты нашли отражение в программе планового межнавигационного обслуживания универсального головного атомохода и его собратьев. Стоит напомнить, что в состав ледокольного флота России вслед за флагманом вошли уже три серийных судна этого проекта — «Сибирь», «Урал» и Якутия». Два следующих корабелы продолжают достраивать: атомоход «Чукотка» — на воде, а «Ленинград», закладка которого состоялась в январе 2024‑го, — непосредственно в цехах предприятия…

Встретив в очередной раз свое детище, головное судно проекта, заводчане провели его комплексное обследование. Они выполнили диагностику подводной части корпуса судна и обновили его антикоррозионное покрытие. Специалисты проверили также рулевые устройства, валопроводы, общесудовые системы и механизмы, осуществив (как положено по рег­ламенту) их техническое обслуживание. После чего судно отправилось в порт приписки…

Между тем работы над созданием шестого (пятого серийного) судна проекта 22220 «Ленинград», которое планируется передать заказчику через три года, идут своим чередом. Так, недавно корабелы установили на нем (по правому и левому бортам) огромные баки металловодной защиты, изготовленные на Балтийском заводе, в цехе спецэнергетики. Это составная часть фундамента реакторных установок ледокола: баки предназначены для защиты экипажа и окружающей среды от излучения активных зон судовых реакторов. Столь трудоемкую операцию предприятие проводило вместе с подрядчиком, используя такелажную подъемную систему.

Баки представляют собой сложный и чрезвычайно прочный инженерный барьер, который гарантирует, что уровень радиации за пределами реакторного отсека будет безопасным, отметил гендиректор Балтийского завода Александр Коновалов. Внутри баков находятся стальные плиты (основной поглощающий экран), образующие каналы и полости, которые полностью заполняются химически очищенной водой, замедляющей нейтроны.

По словам специалистов, такая слоистая структура (металл-вода — металл-вода) обеспечивает максимальную степень защиты при наименьших габаритах и весе подобных конструкций. Ведь это критически важные параметры для любого судна, особенно для ледокола, подчеркивают эксперты. А еще баки с водой, уровень которой при работе судна требуется контролировать (падение этого уровня и изменение состава воды автоматически регистрирует система контроля радиационной обстановки), обеспечивают отведение от реакторов лишнего тепла, не давая им перегреваться.

Установка баков металловодной защиты — важный этап строительства такого атомохода, пояснил руководитель завода. После их монтажа корабелы начнут формировать на ледоколе «Ленинград» корпус реакторного отсека и блоки защитных оболочек реакторов…

Что же касается атомохода «Чукотка», достраиваемого на плаву, то работы над ним тоже идут в соответствии с графиком. Это очень важно, учитывая значимость таких судов для обеспечения надежной навигации на Севморпути. А также то обстоятельство, что в нынешнем году отмечается 80‑летие российской атомной отрасли, история которой тесно связана с созданием мощнейшего в мире атомного ледокольного флота.

Не так давно заводчане установили на борту атомохода «Чукотка» (при помощи кранового оборудования и специальной такелажной оснастки) главный распределительный щит, состоящий из восьми секций общим весом 14,5 тонны, — второй по счету. Это ключевой элемент энергосистемы ледокола, отвечающий за электропитание всего его оборудования, пояснили судостроители. А теперь предприятие готовится к швартовным испытаниям этого судна, чтобы проверить в море работу всех его судовых систем и механизмов.

Читайте также: 

Специалисты ОСК продемонстрировали свои достижения в сфере цифровой трансформации отрасли

Педагоги и школьники Петербурга отправились к Северному полюсу на «Ледоколе знаний»




#завод #атомоход #обслуживание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 169 (7991) от 12.09.2025 под заголовком «Могучее сердце «Арктики»».


Комментарии