На Балтийском заводе начали строить необычное судно атомного ледокольного флота
Специалисты Балтийского завода приступили к постройке, пожалуй, самого необычного судна атомного ледокольного флота. Во всяком случае мало кто из людей, далеких от этой сферы, знает о существовании плавучего «агрегата», продлевающего жизнь атомоходам.
ФОТО Рixabay
Этот помощник атомных ледоколов имеет довольно длинное название: многофункциональное судно атомно-технологического обслуживания (МСАТО). Да и перечень дел, с которыми он должен справляться, тоже немалый.
Основная обязанность такого судна — обновлять отработавшее ядерное топливо в реакторных установках. То есть перезагружать ядерные энергетические установки атомоходов и плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» (кстати, тоже построенной на Балтийском заводе). Первый и пока единственный в мире такого рода объект находится в чукотском порту «Певек», обеспечивая здания жителей далекого края электричеством и теплом.
А еще МСАТО имеет возможность хранить и перегружать жидкие радиоактивные отходы, образующиеся при работе ряда установок и в процессе перегрузки ядерного топлива. Такое судно имеет дело также с отработавшей тепловыделяющей сборкой ядерного реактора. Оно принимает эти изделия, предназначенные для получения в реакторе тепловой энергии (путем управляемой ядерной реакции), а потом загружает их в транспортные контейнеры для отправки на переработку. Есть у него, впрочем, и другие функции.
В настоящее время перезарядкой реакторов атомоходов занимается плавтехбаза «Имандра», пояснил гендиректор ФГПУ «Атомфлот» Леонид Ирлица. Но это судно эксплуатируется уже сорок лет, оно устарело и не вполне отвечает высоким современным требованиям. С учетом того, что атомный ледокольный флот России обновляется благодаря атомоходам проекта 22220 (в акватории Севморпути работают уже три таких мощных судна), решено было его заменить.
Вполне объяснимо, что проект МСАТО разработала та же команда, которая проектировала и упомянутые новые атомоходы. А именно — инженеры-конструкторы ЦКБ «Айсберг». Логично и то, что эксплуатировать МСАТО проекта 22770, которому предстоит обслуживать ледоколы с ядерной силовой установкой, будут специалисты «Атомфлота».
Переход на контракты полного жизненного цикла характерен для многих отраслей, отметили представители Объединенной судостроительной корпорации, в которую входит Балтийский завод. Потому новое его детище, МСАТО, обеспечит долгую и безопасную эксплуатацию атомоходов, а также плавучих атомных энергоблоков, которые планируется создать.
И сможет не просто решать сложные задачи, но и делать это с высокой экономической эффективностью, добавляют специалисты.
Схема финансирования работ по строительству этого дорогостоящего судна предусматривает совместное инвестирование. Половина средств будет выделена из федерального бюджета, а другую половину предоставит за счет своей инвестиционной программы госкорпорация «Росатом».
Определены и сроки работ: многофункциональное судно, для которого корабелы начали резать металл, они должны будут передать заказчику в 2029 году. После чего судно атомно-технологического обслуживания «Имандра» проекта 1948 будет выведено из эксплуатации.
Длина корпуса МСАТО с осадкой 7,7 метра и водоизмещением 22,6 тыс. тонн составит 158,8 метра, а ширина — 26 метров. Это судно неограниченного района плавания, оснащенное дизельной энергетической установкой, будет иметь ледовые усиления корпуса класса Arc5. То есть сможет ходить во льдах, работая в северных морях — от Баренцева до Охотского. А на чистой воде будет способно развивать высокую при таких габаритах скорость — до 12 узлов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (7701) от 10.07.2024 под заголовком «На то оно и МСАТО».
Комментарии