На 85‑м году жизни известный петербургский скульптор Евгений Ротанов скончался в больнице 29 октября
ФОТО Pixabay
Многие его работы давно стали частью облика нашего города. Как говорил сам Ротанов, он мечтал увековечить память об исторических событиях Петербурга — Ленинграда. А еще он пытался уловить и воплотить в камне сам дух города, гений места.
В 1967 – 1968 годах Евгений Ротанов принимал участие в создании мемориального ансамбля «Зеленый пояс Славы» на Ивановских порогах, посвященный памяти о трагедии и подвиге блокадного Ленинграда. Памятник блокадникам его работы установлен и в сквере рядом с площадью Мужества. А на Серафимовском кладбище стоит созданный им монумент «Воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане».
Хроника памяти — мемориальные доски на петербургских домах. Идешь по улицам и словно читаешь по ним историю города. Одна из самых удачных работ Ротанова в этом жанре — мемориальная доска Кузьме Петрову-Водкину, которая висит на доме № 14 по Каменноостровскому проспекту. Это барельеф с портретом художника и частью его знаменитой картины «Купание красного коня», переведенной на язык скульптуры.
Место притяжения горожан и туристов — знаменитый дом Раскольникова в петербургской Коломне, на Гражданской улице, 19. Ниша между двумя колоннами, в ней — горельеф: портрет Достоевского. Рядом, в углу — начало винтовой лестницы. То ли это лестница, по которой карабкался Раскольников в свою каморку, похожую на гроб, под самой крышей. Или — метафорическая лестница, по которой поднимаются читатели романов Достоевского? Надпись под горельефом гласит: «Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его проповеди добра для всего человечества».
В последнее время имя Евгения Ротанова часто можно было встретить в СМИ. Шли споры о созданном им памятнике Александру Блоку, установленном на улице Декабристов, в сквере у дома № 57. Мнения петербуржцев разделились. Одни сравнивали памятник с падающей Пизанской башней, другие, напротив, считают большой художественной удачей, выражающей трагический, возвышенный образ Блока. Четырехметровая бронзовая фигура поэта сильно наклонена вперед, словно он идет, преодолевая ветер, сгибаясь под тяжким грузом испытаний…
И, конечно же, вспоминаются трагические строки из поэмы «Двенадцать»: «Черный вечер. // Белый снег. // Ветер, ветер! // На ногах не стоит человек. // Ветер, ветер // — На всем Божьем свете!».
Этот памятник — завершение трилогии о Блоке, любимом поэте скульптора. С 2000 года Евгений Ротанов работал над образом Блока, за его поисками можно было наблюдать на выставках.
Первый памятник появился в 2002‑м во дворе филфака петербургского Университета. Там Блок совсем юный. 15 февраля 2020 года, в день рождения БДТ, в вестибюле представили еще одного ротановского Блока — в виде театральной маски.
В последнее время скульптор работал над проектом памятника Федору Шаляпину, победившим в городском конкурсе КГА. Памятник предполагается установить в Александровском саду.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (7782) от 30.10.2024 под заголовком «Воплощал дух Петербурга в камне».
Комментарии