«Мы прикоснулись к истории». Как возродилась армянская диаспора Петербурга

История возрождения армянской диаспоры Петербурга началась после того, как в наш город в 1986 году приехал продолжать духовное образование в аспирантуре Ленинградской духовной академии Русской православной церкви молодой иеромонах. В миру его имя было Мкртыч Нерсисян, а по‑церковному — иеромонах Езрас. Но служить священнику было негде, так как армянского прихода в городе не было. Он быстро выучил русский язык и первым делом стал издавать газету для армян на русском языке.

«Мы прикоснулись к истории». Как возродилась армянская диаспора Петербурга | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Мкртыч Нерсисян родился в селе недалеко от Эчмиадзина — духовного центра Армянской апостольской церкви. Мать рано умерла, и отец Григорий Нерсисян поднимал троих сыновей один.

Петербург Езраса восхитил и глубоко опечалил. Он увидел заброшенное армянское кладбище, с которого растаскивались каменные кресты для повторных захоронений, церковь, служившую мастерской известному скульптору. В другом храме на Невском проспекте располагался склад театральных декораций…

Езрас стал хлопотать о возвращении церкви Св. Воскресения на реке Смоленке религиозной общине. И в 1988 году армянская церковь впервые в СССР была возвращена верующим. Решением Эчмиадзинского Святого престола иеромонах был назначен духовным пастырем петербургских армян.

Когда я впервые вошел в церковь Святого Воскресения, — вспоминал отец Езрас, — я увидел пятиметровую скульптуру вождя всех времен и народов, наверху в потолке было пробито окно, на полу разбросаны могильные плиты. Мы начали с уборки и стали вместе с армянским обществом, который возглавлял Владимир Аматуни, восстанавливать храм и приводить в порядок кладбище. Мы прикоснулись к истории…

Под плитами старинного погоста покоится прах тех армян, кто отозвался на призыв царя Петра. «…Персидский торг умножить и армян, как возможно, приласкать и облегчить в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего переезда», — повелел Петр I в специальном манифесте 1710 года. Это был не единственный указ царя и Сената по поводу армян. Петр Алексеевич с большим уважением относился к этому трудолюбивому народу и надеялся, что армянские купцы наладят торговлю между Петербургом и Европой. И они это сделали: 80 % торговых сделок в то время проходили через армянских купцов.

Селились армяне в двух местах: в северной части Невского проспекта напротив будущего Гостиного двора и на Васильевском острове, на берегу реки Маякуши (ныне Смоленка). После выхода манифеста о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России (1763 г.), армянская диаспора во главе с Ованесом Лазаряном (Иван Лазарев) с группой армянских купцов получила разрешение от Екатерины II на строительство храма на Невском проспекте. Храм в стиле неоклассицизма построил архитектор Фельтен всего за два года, освящен он был в 1780 году. Рядом были возведены дома для Лазаряна и общины.

Армян во времена Петра I хоронили на немецком иноверческом кладбище на Смоленке. Хотя иноверцами их назвать сложно: Русская православная и Армянская апостольская церкви — ветви одного древа. Основанная апостолами Фаддеем и Варфоломеем в 301 году, Армянская церковь живет по григорианскому календарю. В конце XVIII века рядом с немецким кладбищем был выделен специальный участок для захоронения армянских христиан. Даты на надгробных памятниках начинаются с 1791 года. В том году глава армянской диаспоры Лазарян похоронил единственного сына, погибшего в войне со шведами. А в 1797 году на кладбище он построил храм Святого Воскресения. К 1993 году церковь Святого Воскресения и надгробные памятники были восстановлены, погост отгородили кованой решеткой, построили пекарню, дом священника…

В это же время общине был передан и храм Святой Екатерины на Невском проспекте. По самым скромным оценкам, на его восстановление требовалось около 5 млрд рублей. Таких денег не было ни у города, ни у общины. И тогда отец Езрас обратился за помощью ко всем армянам мира. И каждый приезжавший в город представитель этого народа в первую очередь отправлялся в храм Святой Екатерины, работал или жертвовал средства на его реставрацию. В 2000 году храм освятили Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II. На торжество приехали гости со всего мира.

Вскоре отец Езрас, завершив служение в Северной столице, был направлен в Москву. Теперь архимандрит Езрас — глава Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви.

В Петербурге сегодня действуют армянские воскресная и общеобразовательная школы. Камнерезами созданы два хачкара (крест-камень) — памятники жертвам Спитакского землетрясения и композитору Комитасу. А во дворе храма Святой Екатерины уже двадцать лет работает фонтан «Гранатовое дерево», олицетворяющий многовековую дружбу между Арменией и Россией.


#народы #люди #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 83 (7166) от 12.05.2022 под заголовком ««И армян, как возможно, приласкать»».


Комментарии