Музей не без урода

Знаменитой Кунсткамере — Музею антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН — исполнилось 300 лет. Несмотря на почтенный возраст, он только молодеет — так считают его сотрудники. О круглой дате на днях поговорили в рамках клуба ученых и журналистов «Матрица науки».

Музей не без урода | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

— Петр I издал указ, что сюда можно бесплатно направлять посылочку размером в пуд и сложить туда все, что «зело интересно». И люди продолжали отправлять даже после революции, — рассказывает заместитель директора МАЭ РАН по науке Ефим Резван.

Пополнение музея идет год за годом благодаря систематическим экспедициям — за последние пять лет их было 283 по всему миру. Поэтому сотрудники очень обижаются, когда их музей называют «собранием монстров и уродов»: коллекция аномальной анатомии пусть и вызывает повышенный интерес у посетителей, но она лишь «очень незначительная и не самая старая» часть огромного собрания. На основе привезенных материалов проводятся исследования, только в прошлом году было опубликовано 760 монографий. Не обходится и без крупных открытий.

Еще в XIX веке музей начал собирать антропологическую коллекцию — останки древних людей со всего земного шара. Самые старые кости относятся к эпохе среднего палеолита (примерно 36 тысяч лет до нашей эры!), поздние — вплоть до XVIII века. Сегодня это крупнейшее антропологическое собрание в мире — всего около 180 тысяч единиц. Так что зарубежные исследователи буквально выстраиваются в очередь. В результате получается взаимовыгодное сотрудничество: у иностранцев есть новейшие технологии по изучению древнего ДНК и лаборатории, которых практически нет у нас. А вот материала им остро не хватает... Долгое время исследователи изучали один из редчайших экспонатов Кунсткамеры — полностью сохранившийся скелет нашего предка, который нашли во время раскопок палеолитического поселения Маркина Гора в Воронежской области. Но только недавно настоящий прорыв в науке сделали ученые из Копенгагенского университета.

— Подтвердилась, по всей видимости, теория о том, что неандертальцы участвовали в формировании современного человека: в извлеченном ядерном ДНК был обнаружен некоторый процент генов, характерных именно для них, — объясняет заведующий отделом антропологии Кунсткамеры Валерий Хартанович. — Кроме того, древний человек содержал в себе особенности почти всего современного человечества, но уже тогда начали формироваться признаки, характерные для современных европейцев.

Коллекции музея, как объясняет его директор Юрий Чистов, особо ценны тем, что были собраны гораздо раньше, чем это стали делать европейцы. В частности, знаменитые коллекции с Аляски считаются уникальными в мире, потому что были собраны тогда, когда коренное население когда-то русской территории и Северной Америки еще очень мало соприкасалось с европейцами. Есть, правда, по его словам, и перекосы.

— Мы собирали в Сибири коллекцию, посвященную русским старожилам, — рассказывает Ефим Резван. — Я был уверен, что у нас в музее есть все. Есть гигантские коллекции по ханты, по манси, а по русским старожилам я нашел два стакана, иконку и пулю. Себя мы всегда изучали меньше, чем других.

Кстати, изучают музейные экспонаты не только традиционными методами: повышенный интерес к ним проявляют исследователи паранормальных явлений.

— Чудеса — это наш профиль, — улыбается заместитель директора Юлия Купина. — Есть даже запись службы безопасности, где лучи преломляются и кажется, будто плывет привидение... Вообще это большая этическая проблема в этнографических музеях мира — что можно выставлять, чего нельзя. Приходится даже привлекать к интерпретации коллекционного материала представителей коренных народов, которые объясняют, что и как хранить.

А вокруг некоторых экспонатов складывается и городской фольклор. Считается, если встать в центре дворика со свирепыми каменными идолами и загадать желание — оно обязательно исполнится. А еще нельзя говорить неправду — кара неизбежна.

Есть у музея и проблемы. Когда Петр I строил здание для своих коллекций, оно было самым большим на то время, построенным специально для экспозиции. Теперь же экспонатов стало так много, что фонды переполнены.

— У нас очень плохо хранятся ценнейшие этнографические коллекции — и не по нашей вине, — сетует Юрий Чистов. — Кроме того, мы надеялись, на дополнительное финансирование, но этого пока не случилось.

Что-то удается сделать на собственные средства. В следующем году будет отремонтирована башня музея, увенчанная армиллярной сферой. У нее непростая судьба: она сгорела в середине XVIII века, восстановили ее только после Великой Отечественной войны — но, по словам Чистова, не очень качественно. Пришло время укрепить ее, восстановить интерьеры и поставить специальную климатическую установку — и все для того, чтобы знаменитому Готторпскому глобусу, как говорят сотрудники музея, «было комфортно».

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (5347) от 25.11.2014.


Комментарии