Музей истории города Волхова закрывается на реставрацию. Она продлится два с половиной года

После реставрации экспозиция станет еще более интересной, нежели сейчас, но и в немалой степени другой.

Музей истории города Волхова закрывается на реставрацию.  Она продлится два с половиной года | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА.

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА.

«Сейчас наш формат — «музей в музее», — говорит директор Ольга Николаева. — Экспозиция выглядит как при открытии в 1969 году. Возможно, она смот­рится немного устаревшей, но, как показывает практика, посетители очень ценят подобную «архаику».

Действительно, к современным интерактивным экспозициям с мультимедиа публика попривыкла, а здесь можно воочию увидеть, как выглядел районный краеведческий музей больше полувека назад.

Тем не менее меняться надо.

Волхов_С.jpg

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


«Экспозиция будет дополнена и расширена, в том числе за счет материалов, хранящихся в музеях и архивах Петербурга, — рассказывает директор областного Музейного агентства Леся Колесникова. — Мы уверены, что она будет интересной. История промышленных городов всегда очень яркая и насыщенная. А личность инженера Генриха Осиповича Графтио, с которой связан музей, вряд ли кого‑то оставит равнодушным».

С этим сложно не согласиться, ведь даже само здание музея мемориальное. Ровно 100 лет назад, весной 1924 года, чета Графтио переехала жить в этот специально построенный для нее дом. В то время шло сооружение Волховской ГЭС — первой советской гидроэлектростанции, а Графтио руководил ее строительством. Дом стоит на берегу реки Волхов напротив плотины.

«Волховская ГЭС, построить которую он задумал еще до революции, была мечтой всей его жизни, — объясняет Николаева. — Жена Генриха Осиповича Антонина Адамовна всегда верила в него и поддерживала. Она была и другом, и соратником. Здесь, на Волховстрое, она выполняла обязанности его секретаря. Сопровождала мужа в заграничные командировки, где закупалось оборудование для Волховской ГЭС, составляла отчеты».

Секретарская комната Антонины Адамовны находилась на первом этаже, там же были рабочие кабинеты. Второй этаж, с балкона которого открывался вид на стройку, — жилой. В гостиной устраивались рабочие совещания, в них участвовали и шведские специалис­ты, которые какое‑то время также жили в доме.

«Кто автор проекта здания, неизвестно, но есть предположение, что его спроектировал сам Графтио, «подсмотрев» похожие дома в Швеции во время командировки, — поясняет Николаева. — Позже такой же дом возвели для Графтио на Свирьстрое, где началось строительство Нижне-Свирской ГЭС. Но тот не пережил войну, а наш уцелел. Дом очень крепкий, сооружен из древесины высокого качества. Отделка — подлинная, со времен Графтио практически не изменилась».

Когда после окончания строительства Генрих Осипович покинул Волховстрой, в доме какое‑то время жил первый директор электростанции, потом находились горкомы партии и комсомола. Когда началась Великая Отечественная война, в здании действовал штаб обороны города Волхова. В 1956 году часть помещений передали Дому пионеров. А спустя девять лет в этом доме начали создавать Музей истории города Волхова. В сборе экспонатов участ­вовали многие местные жители.

Рабочий кабинет Графтио был воссоздан по описаниям и воспоминаниям современников. Сегодня на большом столе с зеленым сукном можно увидеть подлинные вещи Генриха Осиповича, в том числе его курительную трубку. ­Антонина Адамовна как могла боролась с вредной привычкой мужа, даже развешивала по всему дому плакаты о вреде курения, но все было тщетно. Очевидцы вспоминали, что дом был буквально пропитан ароматом шведского табака, а на рабочем столе инженера лежали кучки табака, приготовленного для того, чтобы набивать им трубку.

Один из уникальных экспонатов — личный автомобиль Генриха Осиповича. Он установлен в специальном павильоне, пристроенном к дому. Машина марки «М-11-73» — подарок от правительства, который Графтио получил в 1946 году.

«В конце 1990‑х годов автомобиль принимал участие в съемках художественного фильма, — вспоминает Ольга Николаева. — Была раскрыта стена павильона, машина своим ходом уехала в Петербург и, совершив круг почета вокруг площади Ленина, вернулась на прежнее место».

По словам директора музея, ­после экскурсий на вопрос, что больше всего запомнилось, посетители отвечают: автомобиль Графтио и… ботинки. В свое время их передала в дар музею Антонина Адамовна. Ботинки кожаные, стоптанные, подошвы изношенные, аккуратно подбитые гвоздиками. В экспозиции есть фотографии, на которых Графтио запечатлен на строительстве Волховской ГЭС в очень похожей обуви.

Сегодня музей живет активной жизнью, участвует в областном фестивале «Детские дни». Среди посетителей — семьи с детьми из Волхова, Новой Ладоги, Киришей, окрестных селений и, конечно же, из Петербурга. Особенно гостям нравится музейная игра «Жил-был дом», во время которой они проходят по всем помещениям и даже поднимаются на чердак.

«Конечно, зданию нужен ремонт, ведь ему уже век, — констатирует Николаева. — Запланирован полный комплекс работ по его реставрации, включая благоустройство территории. Также уже готов проект новой экспозиции».


#волхов #графтио #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 68 (7644) от 15.04.2024 под заголовком «Дом Графтио уходит на ремонт».


Комментарии