Мозаичисты идут на север. Как предотвратить утрату мозаик на фасадах и в интерьерах городских зданий
В ДК им. Газа состоялся «круглый стол» по проблемам сохранения мозаик и монументальных росписей на фасадах и в интерьерах общественных и жилых зданий, построенных в 1960 – 1980‑е годы в Ленинграде. Организаторами выступили КГИОП, Петербургское отделение ВООПИиК и Академия им. Штиглица. Место встречи ими было выбрано неслучайно: в главном фойе ДК находится мозаика «Ритмы Кировского завода», созданная в 1986 году художницей Светланой Пономаренко.
ФОТО АВТОРА
Основные темы для обсуждения были обозначены еще летом, когда специалисты собирались в Петербургском союзе художников (см. «СПб ведомости» от 14 августа). Их две — необходимо выявить мозаики и росписи, расположенные на самых разных зданиях, а также предотвратить их утрату, для чего лучше всего было бы включить их в список выявленных объектов культурного наследия. Участниками «круглого стола» стали мозаичисты, преподаватели вузов, сотрудники архивов и специалисты по культурному наследию.
Как сообщила Елена Резникова, заместитель председателя Петербургского отделения ВООПИиК, на 2025 год запланирован запуск просветительской программы для волонтеров по сплошному обследованию построенных во второй половине прошлого века зданий на предмет выявления в них произведений советского монументального искусства. В качестве пилотных проектов предложены северные районы города — Выборгский и Калининский. Работа будет организована по аналогии с известной программой по исследованию витражей в исторических районах Петербурга. Общество охраны памятников обещает содействовать тому, чтобы исследователи беспрепятственно попали в места, недоступные для обозрения с улицы.
Андрей Юдин, художник и активист ВООПИиК, в ходе своего сообщения подсказал несколько адресов. В частности, Художественное училище имени Николая Рериха на Гражданском проспекте, 88; Центр внешкольной работы на улице Вавиловых, 13, корпус 3, и жилой дом № 13, корпус 2, на той же улице. Юдин показал, как выглядит самая большая мозаика в Петербурге — «История государства Российского» в Ижорском колледже (ее площадь 300 кв. метров). Как и многие другие, она создана из стеклоплитки, которую производили в Колпине. Любопытная история произошла с мозаикой «Корабелы», установленной в 1985 году на фасаде Ленинградского судостроительного колледжа (ныне Колледж судостроения и прикладных технологий) на Кронштадтской улице, 15. В 2021 году здание подверглось капитальной реконструкции, стену с мозаикой должны были снести, и только благодаря вмешательству Петербургского союза художников стена была сохранена, а сама мозаика отреставрирована.
Екатерина Лукьяница рассказала о проекте «Частицы красоты» по созданию народной карты монументально-декоративного искусства России. За три месяца существования проекта на нее было загружено три тысячи объектов от Калининграда до Сахалина. Жители обеих столиц пока, кстати, не проявили той активности, на которую рассчитывали авторы проекта, учитывая обилие мозаик и росписей в двух мегаполисах.
Вторая проблема — как охранять мозаики и росписи — сложнее. Часто, как в случае с улицей Вавиловых, они украшают типовые здания, которые не могут претендовать на «звание» объекта культурного наследия. Ольга Порхеева из Москомнаследия поделилась тем, как в столице пытаются решить эту проблему. В частности, были взяты под охрану 32 скульптуры на башнях, которые венчают два представительных десятиэтажных жилых дома — доминанты на парадной площади Юрия Гагарина. Сразу возник вопрос, кто будет собственником скульптур и, соответственно, возьмет на себя обязанность поддерживать их в надлежащем состоянии. Недавно скульптуры были отреставрированы за счет городского бюджета. Но имущественный вопрос остался открытым. Примерно такая же ситуация с мозаичным панно на здании одного из торговых центров в Зеленограде.
Андрей Юдин заметил, что с этой проблемой как‑то справились в Самаре, Сургуте и других российских регионах. Важен и опыт Узбекистана, где недавно объявили памятниками 160 мозаик на зданиях, построенных в Ташкенте после землетрясения 1966 года.
В своем комментарии для «СПб ведомостей» Александра Комиссарова, заместитель председателя КГИОП, отметила, что комитет по охране памятников готов рассматривать предложения о внесении мозаик и монументальных росписей Петербурга в список выявленных объектов культурного наследия, а также искать юридические механизмы постановки их на учет.
Читайте также:
Краеведческая конференция «И военною славой заплакал рожок…» прошла в Выборге
В Петербурге состоится Х международный форум объединённых культур
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (7746) от 11.09.2024 под заголовком «Мозаичисты пойдут на север».
Комментарии