Мой двор — моя крепость? Как ГАТИ противостоит недобросовестным водителям Петербурга

Машины во дворах (в терминологии чиновников — на внутриквартальных территориях) — давняя проблема Петербурга. В центральных районах она особенно обострилась после организации здесь зоны платной парковки: к определенному количеству автомобилей местных жителей добавились десятки «чужих» машин, владельцы которых таким образом стараются избежать лишних, по их убеждению, трат. Они забивают открытые придомовые территории, что называется, под завязку, перекрывая порой проезды и пешеходные дорожки или оставляя авто то на газоне, то у контейнерной площадки. И даже иной раз дискутируют с жильцами, отстаивая свое право ставить железного коня под их окнами…

Мой двор — моя крепость? Как ГАТИ противостоит недобросовестным водителям Петербурга | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

— Какой же здесь газон? Тут просто земля утрамбованная — ни травы, ни кустов, — убеждал возмущенную старушку, с весны пытавшуюся разбить во дворе мини-цветничок, здоровенный амбал на видавшем виды «Мерседесе». И на ее справедливое «вы же и утрамбовали» удивлялся по‑детски искренне: — Я? Да я тут вообще в первый раз…

Другой незваный гость на огромном джипе, перегородившем выезд местным машинам, умудрился жильцов же и попрекнуть:

— У вас есть парковочные разрешения местного жителя, вот и ставьте свои корыта на улице, какие проблемы‑то?

То обстоятельство, что хозяин «корыта» периодически возит по больницам престарелую плохо передвигающуюся мать, мужчину не убедило. Он завершил спор нецензурной метафорой и раздраженно покинул двор… оставив внедорожник на месте, а местных — в огорченном недоумении: что им в такой ситуации делать?

О том, что делать, горожанам периодически рассказывают специалисты Государственной административно-технической инспекции (ГАТИ) и подведомственного ей управления по мониторингу, созданного в декабре 2021 года специально для контроля за состоянием объектов и элементов благоустройства и фиксации нарушений (в том числе со стороны автовладельцев). Само это управление автохамов не штрафует, а только «обеспечивает полномочия ГАТИ по привлечению граждан, должностных и юридических лиц к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 32 и 32-1 регионального закона «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге». То есть за нарушение правил парковки.

15 экипажей машин, оснащенных программно-аппаратным комплексом «Дозор-М3», работают посменно в светлое время суток (летом — практически круглосуточно). Нарушения фиксируются в автоматическом режиме на фото и видео. Эти материалы потом передаются в ГАТИ, которая по ним выносит постановления о штрафах. Для граждан штраф — от 3 до 5 тысяч рублей, для должностных лиц — от 5 до 40 тысяч, для юрлиц — от 150 тысяч до полумиллиона. Оплатившим в течение 20 дней после постановления дается 50‑процентная скидка.

— По данным на 1 августа, нынче зафиксировано более 26 тысяч правонарушений на сумму свыше 325 миллионов рублей, — говорит заместитель директора управления по мониторингу Алексей Новиков. — За аналогичный период прошлого года было вынесено 23 тысячи постановлений на сумму 270 млн рублей, то есть на 55 млн меньше. Более 80 % постановлений являются исполненными — штрафы нарушителями оплачены добровольно или по принудительному взысканию.

Как выстраиваются маршруты для такого мониторинга? Чиновники говорят: помогают неравнодушные горожане.

— За семь месяцев текущего года нашими специалистами обработано более 70 тысяч обращений, поступивших по самым разным каналам, — рассказывает Новиков. — Информация поступает от органов государственной власти, коммунальных служб, от горожан. Она помогает нам эффективно корректировать маршруты. Ни одно сообщение гражданина или госоргана не остается без нашего внимания. Кстати, в эту статистику не входят обращения, которые поступают к нам через соцсети: во «ВКонтакте» есть официальная страница нашего управления, все сообщения и комментарии к опубликованным на ней постам также обрабатываются и вносятся в маршруты.

За все время существования управления по мониторингу его специалистами обработано порядка 250 тысяч обращений. В настоящее время в актуальном состоянии поддерживаются 186 маршрутов мониторинга, которые созданы на основании этих обращений.

Их протяженность — более 2,8 тыс. км. Они охватывают все 18 районов города.

Наиболее удобным способом передачи информации о систематических нарушениях правил парковки во дворах в управлении по мониторингу считают специальный сервис на сайте ГАТИ. Он так и называется: «Неправильная парковка транспорта во дворах».

— Сервис удобен и прост, поэтому им и пользуются большинство людей, — поясняет Алексей Новиков. — Мы же учитываем указанные горожанами адреса в своих маршрутах. Автоматической фиксации нарушений напрямую от граждан не может быть, она производится только прог­раммно-аппаратными комплексами на наших служебных машинах.

По словам начальника отдела фиксации правонарушений управления по мониторингу Антона Кузьменкова, две трети совершаемых административных правонарушений — это размещение транспортных средств на газонах — их было порядка 16 тысяч в этом году.

Ответ на часто возникающий спорный вопрос, является ли газоном участок двора, если на нем ничего похожего на траву и цветы не наблюдается, Кузьменков предлагает искать в Интернете:

— Существует региональная гео­информационная система Санкт-Петербурга, с помощью которой это легко выяснить. Войти в ГИС можно свободно с любого браузера. На стартовой странице — интер­активная карта Петербурга. Нужно ввести интересующий вас адрес. В правой части экрана найти окошко управления слоями. Территории зеленых насаждений на этой карте подсвечиваются светло-зеленым. Есть там и территории с усовершенствованным покрытием, и ЗНОПы — местные и городские…

По словам Антона Кузьменкова, основное количество правонарушений специалисты фиксируют в «спальных» районах. В центральных все же больше закрытых дворов, а вот зеленых насаждений и тех самых спорных газонов, напротив, меньше.

Парковки2_Г.jpgФОТО Сергея ГРИЦКОВА

С прошлого лета у сотрудников управления по мониторингу и ГАТИ стало больше поводов для оптимизма — после успешного испытания в рамках пилотного проекта был официально введен в эксплуатацию программно-аппаратный комплекс отечественной разработки «Городовой». Установленная на служебный автомобиль «умная» камера распознает не только неправильно припаркованные машины, но и более мелкие (но не менее важные) детали благоустройства — дефекты дорожного покрытия, несанкционированные графические изображения, незаконно установленные кондиционеры на фасадах зданий и так далее.

— Пилотный проект показал достаточно высокую эффективность, и в феврале 2024‑го ГАТИ закупила еще семь комплексов нейросетевой видеоаналитики, которые также установлены на наших служебных автомобилях, — поясняет Алексей Новиков. — Сейчас таких комплексов по городу работает уже восемь. На основании их данных ГАТИ выносит постановления о штрафах за нарушения в сфере благоустройства.

Благодаря применению этого комплекса ГАТИ ежедневно следит за состоянием примерно трех тысяч нежилых зданий, объектов и территорий. Исчезла необходимость осматривать объекты «вручную» — теперь это работа искусственного интеллекта. Исчезли и бумажные документы: сегодня они оформляются, подписываются и направляются нарушителю в электронном виде всего за три дня вместо 30, как было при работе по‑старому. Существенно (в 55 раз!) оптимизировать контроль внешнего облика нежилых зданий и содержания территорий ГАТИ смогла благодаря поддержке «Росатома» в рамках программы «Эффективный регион».

А вот давно анонсированный Смольным пилотный проект по нанесению разметки во дворах (должен вот-вот стартовать в Коломягах) вызывает у горожан смешанные чувства: с одной стороны, им обещают больше порядка, с другой — чем это обернется для самих жителей, когда ее нанесут — и не только у контейнеров, но и перед парадными, вокруг гидрантов, на поворотах? Если сделать это во всех дворах старого центра (далеко не просторных), сколько машин еще окажутся на его улицах и начнут бороться за место под солнцем?

Между тем вид внутриквартальной маркировки (так правильно называется эта разметка) уже утверж­ден, это понятие внесено в правила благоустройства, есть на этот счет соответствующее постановление комитета по природопользованию. И только изменения в региональный закон об административных правонарушениях, устанавливающие ответственность за размещение транспортных средств на этой разметке, все еще в стадии разработки. Так что теперь дело за ЗакСом…

— Как только региональное законодательство будет приведено в соответствие с остальными действующими нормами, мы начнем работу по привлечению к ответственности нарушителей внутриквартальной маркировки, — пообещал Алексей Новиков. — Очень надеемся, что во дворах благодаря ей будет проще проезжать автомобилям спецслужб, а коммунальщикам станет легче вести уборку. Первыми будут действительно Коломяги — их опыт покажет, как внутриквартальная маркировка работает. После этого он станет распространяться на остальной территории Петербурга.

По словам чиновника, эта разметка будет наноситься силами муниципальных образований, но для этого должен быть согласован и утверж­ден комитетом по градостроительству и архитектуре проект.

Кстати, КГА в прошлом году разработал упрощенный порядок представления листов согласования, по которым во дворе можно поставить парковочные столбики, надолбы-полусферы или иные малые архитектурные формы для ограничения парковки во дворах. Но для этого все равно потребуется составить проект благоустройства и утвердить его в комитете.

Читайте также:

По поручению Александра Беглова с 1 августа парковка СИМ в центре города будет запрещена

Все дороги ведут на намыв. На Васильевском острове открываются новые участки для транспорта

#ГАТИ #парковка #благоустройство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (7735) от 27.08.2024 под заголовком «Мой двор — моя крепость?».


Комментарии