Мороз хорош в стихах и на картинах. «СПб ведомости» отвечают на вопросы читателей
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В «Качестве жизни» за 15 января я прочитала, как в разных городах и в районах Петербурга люди пережили морозы. Хочу рассказать о собственном опыте.
Наш Комендантский микрорайон относится к тем, где жители дрожали от холода под двумя одеялами. В моей квартире батареи были чуть теплые, в иные дни днем руки стыли, было 12 градусов. Председательница нашего кооператива (ЖСК-1029) сказала, что вышло распоряжение топить в 25 % от нормального, чтобы подлатанные трубы не лопнули вообще.
Кстати, никакого латания ни летом, ни осенью не было, никто во дворах не рыл. А в соседнем вчера-позавчера я видела растаявшую дорожку снега и пар над нею. Наверняка труба под землей протекает.
Таковы практические результаты бодрых осенних рапортов о готовности тепловиков к зиме. Как видим, на деле в большинстве случаев почти ничего не делалось: просто подлатали в очередной раз и без того на честном слове держащиеся трубы. Наверное, все было бы и хорошо, если бы зима не стала вдруг настоящей, как и полагается в нашем регионе.
Меня умиляют журналисты, упорно называющие аномальными морозы, если температура опускается ниже минус 5 градусов. Можно подумать, у нас Италия. Мы, конечно, разнежились, расслабились предыдущими зимами и забыли, что для нас 20 – 25 градусов мороза — вполне нормальное явление.
В общем, без особой радости мы пережили холодные праздники. И все было бы еще ничего, но ведь плату с нас наверняка возьмут по полной! Ко мне, например, никто не пришел с проверкой температуры в квартире.
С уважением, О. Н. ДЬЯКОНОВА
ОТ РЕДАКЦИИ.
ЖСК-1029 занимает четыре парадных в огромном доме на Богатырском проспекте, 4. В остальных 12 парадных хозяйствуют еще два ЖСК и Жилкомсервис № 3 Приморского района. Это гигантское хозяйство, как и весь микрорайон, отапливает котельная «Молодежная». Причем, судя по жалобам местного населения, далеко не лучшим образом.
Берем наугад несколько рядом расположенных домов. Аэродромная улица, 11, корп. 1: 3, 10, 12, 14 января жалобы, что в квартирах всего 14 – 15 градусов тепла. Аэродромная, 9, корп. 1: жалобы на холод 11, 12 января. Богатырский, 10: 12 января отсутствуют холодная и горячая вода, холодно. Жалобы на холод с этого адреса поступали также 13 и 17 января… Беглый экскурс позволяет сделать вывод, что наибольшее число нареканий было 3 – 4 и 11 – 12 января. При этом никаких эксцессов в котельной или на магистралях не зафиксировано.
А что в эти дни было с погодой? 3 января столбик термометра опустился до минус 23 градусов, а ночью — до минус 24. А 11 – 12 января после относительного потепления до минус 7 градусов температура резко, всего за два-три часа, скатилась до минус 13 градусов… Огромная котельная не смогла так быстро «поддать жару». Кое-что это объясняет. Но все же далеко не все. Остается согласиться с автором письма — не в Италии живем, должны быть готовы к настоящей зиме. Тем более что синоптики ее предсказывали.
Холод в некоторых квартирах при отсутствии видимых аварий на сетях, похоже, и породил главную городскую байку начала 2024 года — о якобы имеющемся распоряжении снизить интенсивность теплопередачи то ли НА 25 %, то ли ДО 25 % от норматива.
Граждане, как вы это себе представляете? Комитет по энергетике выпускает распоряжение, в котором сказано: мол, в связи с ожидающимся похолоданием предписано отключить (или минимизировать) отопление в городе. Те же руководители, кто продолжит подавать в жилые дома качественное тепло, будут наказаны за неподчинение. Так?
На самом деле все как раз наоборот. В канун холодов был объявлен режим повышенной готовности; остановлены все плановые работы, гипотетически связанные с ограничением теплоснабжения; в котельных и в контрольных точках на сетях усилена проверка качества воды. Более сотни аварийных бригад были поставлены на круглосуточное дежурство.
Почему же во многих домах было холодно? Отвечая на этот вопрос, жилищники винят тепловые компании с их «недотопами» и плохими сетями. Тепловики в свою очередь убеждены, что управляющие компании просто не успевали отрегулировать внутридомовые системы, когда теплоисточник (котельная или ТЭЦ) менял режим работы в зависимости от температуры воздуха. А потому в одних домах отопление было в норме, а в других наблюдалось временное снижение температуры. Точка зрения тепловиков, признаться, выглядит более обоснованной.
Важный вопрос, поднятый в письме, — перерасчет. Если на сетях действительно случаются прорывы и тепловая компания вынуждена производить ремонт и если она при этом не укладывается в нормативные сроки, то плата за тепло всем пострадавшим снижается автоматически без их заявлений. Нормативы прописаны в российском законодательстве. Если в жилом помещении сохранено не менее 12 градусов тепла, то максимальный срок перерыва теплоснабжения — 16 часов. От плюс 12 до плюс 10 градусов — не более 8 часов. Если плюс 10 — плюс 8 — максимум составляет 4 часа. Более длительные сроки снижения температуры и являются основанием для перерасчета.
В тех случаях, когда причина холода в квартирах не связана с ремонтом сетей, собственнику жилья придется самому озаботиться перерасчетом. Никто без приглашения не придет замерять температуру в комнатах. Чтобы все сделать правильно, необходимо: первое — оставить заявку диспетчеру управляющей компании, который должен зарегистрировать ее, назвать заявителю время регистрации и номер заявки; второе — пригласить представителя управляющей компании для фиксации температуры и составления акта; третье — отметить время восстановления нормативной температуры (плюс 20 градусов в угловых комнатах, плюс 18 — во всех других); четвертое — подать заявление на перерасчет в управляющую компанию. Ну и ждать.
В истории, рассказанной автором письма, непонятно, почему председатель ограничилась разговором по телефону, а не пришла измерять температуру и составлять акт, услышав жалобы на холод?
…Мороз хорош только в стихах и на картинах. В жизни он часто раздражает и мешает. Но и при этом все же стоит попытаться быть объективным. «Никакого латания ни летом, ни осенью не было» — это не вполне справедливо. В 2023 году в городе отремонтировали и построили 280 километров магистральных и внутриквартирных труб. Также после обследования заменили более 1700 потенциально опасных фрагментов труб. В том числе в Приморском районе.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7586) от 22.01.2024 под заголовком «Мороз хорош в стихах и на картинах».
Комментарии