Море луковое

800 тысяч из них срежут в ЗАО «Племхоз имени Тельмана», одном из пяти тепличных хозяйств 47-го региона, где занимаются цветоводством. Корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» побывали на этом предприятии и увидели, как выращивают тюльпаны к 8 Марта и чем они отличаются от голландских.

Море луковое | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– А ну-ка, расступись! – весело кричит нам добродушная женщина в зеленой спецовке и толкает вперед пустую тележку по самодельным деревянным рельсам, проложенным между ящиками с торфом.

В просторной теплице чуть жарковато, влажно, а запах вокруг такой же нежный, как ранней весной на даче. Тепличницы работают быстро и звонко переговариваются о чем-то своем. Вытаскивают из грунта цветы прямо с луковицами и бросают их на тележку целыми охапками, так что та скоро наполняется доверху практически зелеными еще тюльпанами – бутоны уже появились, а цвет только-только стал проявляться. Вот эти, видно, расцветут ярко-розовым, а те через пару дней, как раз к моменту продажи, распустятся крепкими желтыми бокалами.

– Наверное, когда вот так каждый день с цветами работаешь, уже и не хочется их в подарок на праздники получать? – спрашиваю работниц.

– Да что вы, разве могут цветы надоесть! – улыбается мастер-цветовод Лилия Скитина. – Мы все тут уже по сорок с лишним лет работаем, цветы – наша душа. Видишь, как жизнь зарождается, а когда люди сюда приходят и радуются – и у нас настроение повышается.

В ЗАО «Племхоз имени Тельмана» на площади 2,5 гектара расположены 45 теплиц. Здесь вот уже около двадцати лет выращивают цветы в горшках, рассаду летников, а к Международному женскому дню специально сажают тюльпаны, нарциссы и гиацинты.

Директор по производству этого предприятия Алексей Мартынов проводит небольшую экскурсию по теплице.

– Подготовка к 8 Марта у нас начинается как минимум за две недели, – рассказывает он. – При выдерживании нужной температуры тюльпаны в срезке без воды хранятся до двух недель в холодильной камере. А посадили мы их еще в начале октября. Вся выгонка у нас проходит при 16 – 18 градусах, тут работает «подземка» – под землей идут трубы с горячей водой и дают тепло корням. Мы выращиваем столько сортов, сколько нужно заказчикам. А вот сорт, который, думаю, любят все производители тюльпанов, – «Стронг Голд», яркого желтого цвета. Он стоит в срезке больше недели и не распадается в виде ромашки. Выгнать его можно к любой дате: я могу сегодня чуть поднять температуру, и завтра его уже можно будет собирать.

У выхода из теплицы работницы в нарядных вишневых фартуках быстро срезают ножом луковицы, и те падают в плетеную корзинку. Цветы собирают в букеты и упаковывают – скоро их отвезут в одну из крупных петербургских торговых сетей.

– А луковицы потом куда? – спрашиваю.

– Часть продаем садоводам, но в основном выбрасываем, – говорит рабочая Наталья Попова и показывает мне одну из луковиц. – Вот из нее года два еще цветка не будет, слишком маленькая. Ее нужно доращивать 2 – 3 года, и только потом можно будет сажать.

Смысла держать старые луковицы столько времени и занимать ими площади, по словам работников производства, нет. Поэтому каждый год закупают новые. Все цветы здесь выгоняют на заграничном материале – луковицы везут из Голландии.

– Неужели у нас в России их не выращивают?

– Ну почему же, в Белгородской области есть одно предприятие, но там цены немаленькие, выходит дороже, чем возить из-за границы, – объясняет Алексей Мартынов. – Да и такого качества луковицы, которое бы удовлетворяло нашим требованиям, пока у нас не производят.

Впрочем, и с голландскими приходится повозиться.

– Мы перед посадкой каждую луковицу окунаем в яд, чтобы не было какой-нибудь заразы, – объясняет цветовод Татьяна Гришина. – В этот раз пришло много плесневых, никакой санитарный контроль не помогает.

Стоимость одного голландского клубня в среднем обходится предприятию в семь рублей за штуку – но это прошлогодние цены, скорее всего, в нынешнем году луковицы подорожают. А за выращенный цветок заказчик потом выкладывает от 20 до 30 рублей в зависимости от количества заказа. И все эти тюльпаны в ящиках давно уже распроданы.

Но, по словам Мартынова, потребность в российских тюльпанах и гиацинтах больше, чем позволяют вырастить площади их предприятия. При этом цветы расходятся не только по крупным питерским сетевым магазинам, но и по всей стране. Незадолго до нашего прихода, например, ушла машина в московский логистический центр, а оттуда тюльпаны поедут в Челябинск, Воронеж, Самару...

Несмотря на то что луковицы голландские, наши тюльпаны все равно отличаются от привозных.

– У них места мало, поэтому они для выгонки используют маленькую луковицу. Если у нас в каждом ящике 88 луковиц, то у них до 150 там может быть. Но и качество тюльпана ниже – короткий стебель и маленький бутон, – объясняет Мартынов. – Мы же сажаем очень крупные луковицы, в результате получается длинный крепкий стебель и большой яркий бутон. Голландия нам не поставляет такого качества цветы.

Когда все тюльпаны срежут, а горшки с гиацинтами отправят в торговые сети, в теплицах посадят рассаду летников – бархатцы, петунию, сальвию... Эти цветы потом украсят петербургские сады и парки, будут радовать жителей Колпина, Пушкина и Павловска.

В нынешнем году в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы появились новые виды поддержки. Среди них – частичная компенсация затрат предприятий при расширении или модернизации производства. Заявку на получение субсидии подало и ЗАО «Племхоз имени Тельмана».

– Если нас поддержат, на площади один гектар посадим рассаду цветов и плодово-ягодные кустарники, – говорит начальник финансово-экономического отдела предприятия Венера Ростапша. – Спрос на эту продукцию сегодня высокий.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 039 (5412) от 06.03.2015.


Комментарии