Главная городская газета

Много пара из ничего

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Троллейбусы Петербурга изменят свои маршруты

Жителей Северной столицы просят обратить внимания на изменения маршрутов наземного транспорта. Перемены коснутся троллейбусного движения. Читать полностью

На развязке КАД с Выборгским шоссе ограничат движение

Лето - пора дорожных ремонтов и реконструкций. Поэтому автомобилистов вновь призываются к внимательности. Читать полностью

Петербургский метрополитен готовится к технологическому прорыву

Вскоре поезда  сами будут ставить себе диагноз на предмет возможной поломки. Их появление - ближе, чем кажется. Читать полностью

Как прошла первая репетиция парада Дня ВМФ

Если не знать, что День Военно-морского флота будут отмечать 29 июля, можно было бы подумать, что праздник в Петербурге уже наступил. Как это было? Читать полностью

Петербургский «Львенок» выходит на рельсы

Невский завод электрического транспорта представил первую новинку 2018 года, выпущенную на новом петербургском производстве. Каковы ее преимущества? Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 23 июля 2018 

Сегодня в выпуске:
Судьбу долгов определяет суд...
Миллиарды на уборку КАД...
Лучший пахарь — наш земляк...
И другие новости. Читать полностью
Реклама
Много пара из ничего | ФОТО Mr.Graphic Designer/shutterstock.com

ФОТО Mr.Graphic Designer/shutterstock.com

Соседство Петербурга с одной из крупнейших в Европе атомных электростанций заставляет с интересом прислушиваться к любой информации из Соснового Бора. А там работа кипит: уже в конце этого года планируется запустить первый энергоблок Ленинградской АЭС-2. Ввод второго намечен на 2019 год. Пока строительство идет полным ходом, на общественных слушаниях в атомграде обсудили безопасность работы будущего флагмана российской атомной энергетики.

Что волнует общественность

Напомним, ЛАЭС-2 с четырьмя энергоблоками ВВЭР-1200 призвана заместить мощности действующей станции. В проекте применены четыре активных независимых канала систем безопасности, а также комбинация пассивных «предохранителей». Энергоблоки по этому проекту сооружаются также в Белоруссии, Финляндии и Венгрии, где недавно побывала автор этих строк. Такие энергоблоки планируется запустить и на будущей АЭС в Египте.

Жители Соснового Бора с трепетом смотрят на огромные испарительные градирни. Экологи подозревают, что они небезопасны. Кроме градирен людей интересовало, выдержат ли системы безопасности новой АЭС возможные природные катаклизмы.

Звучали слова и про Чернобыль, хотя эта многолетняя фобия в целом нехарактерна для жителей Соснового Бора. Тем не менее инженеры не ленятся еще и еще раз объяснить людям, что ничего общего ни типы новых реакторов, ни современные требования к строительству и эксплуатации АЭС с чернобыльскими не имеют. Подобного рода ситуация априори исключена.

Помимо самой станции общественность волновали обещанные Росатомом инфраструктурные проекты – объездная дорога, закрытый источник воды для города. По каждому из этих объектов энергетики и городские власти представят детальные разъяснения.

Актив и пассив

Чтобы показать общественности безопасность новых энергоблоков и градирен, специалисты «Атомпроекта» – проектировщика станции – три года детально исследовали влияние градирен на окружающую среду. По их наблюдениям, «существенного влияния на микроклимат прилегающих территорий выбросов тепла и влаги с градирен замещающих энергоблоков нет».

«Такие градирни работают на Калининской и Нововоронежской АЭС России, на Ровенской и Запорожской АЭС Украины, на Армянской АЭС», – напомнил Валентин Олейник, бывший начальник отдела охраны окружающей среды ЛАЭС. Однако проект градирен ЛАЭС-2 уникален для России, потому что установки должны работать на морской воде. Но аналоги есть за рубежом на десятках атомных энергоблоков.

«ЛАЭС-2 является эволюционной станцией поколения III+, где реализованы самые современные активные и пассивные системы безопасности, учитывающие «уроки «Фукусимы», – отметил начальник лаборатории «Атомпроекта» Андрей Фролов.

Что такое пассивные системы безопасности? Это те, работа которых обусловлена только законами физики и не зависит от человеческого фактора. Например, устройство локализации расплава, система пассивного отвода тепла из-под оболочки реактора и система пассивного отвода тепла от парогенераторов.

Станции нового поколения, к которым относится ЛАЭС-2, обеспечены самими передовыми системами безопасности. Впрочем, и к действующим российским АЭС претензий нет. Если в 2014 году на всех 10 атомных электростанциях России было зафиксировано 43 нарушения, то в 2015 году – только 35. По данным концерна «Росэнергоатом» (входит в Росатом), на действующей ЛАЭС в среднем в год случается шесть нарушений.

Цена вопроса

Сейчас возводятся наружная и внутренняя защитные оболочки реакторного отделения первого энергоблока ЛАЭС-2, в турбинном отделении идет монтаж фундамента турбогенератора. Начался монтаж оборудования и аварийных систем, завезены трансформаторы. В конце первого квартала планируется проверить работу системы забора аварийной воды. «На обоих энергоблоках работы идут в соответствии с графиком», – заверил главный инженер строящихся энергоблоков ЛАЭС Олег Иванов.

Как отметил специалист, в энергосистеме Северо-Запада одновременно должно работать не более пяти энергоблоков. Все рассчитано на то, чтобы к моменту вывода из строя первых блоков РБМК на работающей ЛАЭС были включены замещающие мощности. Однако из-за того, что в России уменьшился спрос на электроэнергию, предсказать энергопотребление в нашей стране довольно сложно.

ЛАЭС-2, как и многие масштабные российские проекты, обвиняли в постоянном росте стоимости.

В 2007 году, когда проект только появился, на возведение каждого энергоблока предполагалось потратить по 44 млрд рублей. Позже сумма неоднократно менялась, как водится, в большую сторону. Авторы проекта объясняли это, в частности, внедрением новых дорогостоящих систем безопасности.

Однако в конце 2015 года все изменения, внесенные в изначально разработанный проект, повторно прошли главную государственную экологическую экспертизу. В результате было решено убрать некоторые вспомогательные и дублирующие объекты, что привело к снижению стоимости проекта. Было решено отказаться от возведения новой береговой насосной станции, задействовав модернизированную на действующей ЛАЭС. Озвучивать итоговую стоимость строительства станции в Росатоме не берутся, однако благодаря экспертизе и некоторым техническим решениям смета на одну только пусконаладку сократилась на 400 млн рублей.

«В блогосфере нередко звучит словосочетание «авария на АЭС». Напомню, что в российской и мировой практике аварией считается событие с радиационными последствиями, – поясняет заместитель главного инженера ЛАЭС по безопасности и надежности Игорь Ложников. – На наших станциях существуют лишь отклонения, что нормально для любого сложного энергетического объекта, коим АЭС и является».

В Международной шкале ядерных событий INES существует семь уровней опасности. Все, что случается на атомных энергоблоках России, относится к нулевому уровню.

КСТАТИ

ЛАЭС вырабатывает до 35% электроэнергии, потребляемой на Северо-Западе России, и является энергетической базой Петербурга и Ленинградской области.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook