Много пара из ничего

Соседство Петербурга с одной из крупнейших в Европе атомных электростанций заставляет с интересом прислушиваться к любой информации из Соснового Бора. А там работа кипит: уже в конце этого года планируется запустить первый энергоблок Ленинградской АЭС-2. Ввод второго намечен на 2019 год. Пока строительство идет полным ходом, на общественных слушаниях в атомграде обсудили безопасность работы будущего флагмана российской атомной энергетики.

Много пара из ничего | ФОТО Mr.Graphic Designer/shutterstock.com

ФОТО Mr.Graphic Designer/shutterstock.com

Что волнует общественность

Напомним, ЛАЭС-2 с четырьмя энергоблоками ВВЭР-1200 призвана заместить мощности действующей станции. В проекте применены четыре активных независимых канала систем безопасности, а также комбинация пассивных «предохранителей». Энергоблоки по этому проекту сооружаются также в Белоруссии, Финляндии и Венгрии, где недавно побывала автор этих строк. Такие энергоблоки планируется запустить и на будущей АЭС в Египте.

Жители Соснового Бора с трепетом смотрят на огромные испарительные градирни. Экологи подозревают, что они небезопасны. Кроме градирен людей интересовало, выдержат ли системы безопасности новой АЭС возможные природные катаклизмы.

Звучали слова и про Чернобыль, хотя эта многолетняя фобия в целом нехарактерна для жителей Соснового Бора. Тем не менее инженеры не ленятся еще и еще раз объяснить людям, что ничего общего ни типы новых реакторов, ни современные требования к строительству и эксплуатации АЭС с чернобыльскими не имеют. Подобного рода ситуация априори исключена.

Помимо самой станции общественность волновали обещанные Росатомом инфраструктурные проекты – объездная дорога, закрытый источник воды для города. По каждому из этих объектов энергетики и городские власти представят детальные разъяснения.

Актив и пассив

Чтобы показать общественности безопасность новых энергоблоков и градирен, специалисты «Атомпроекта» – проектировщика станции – три года детально исследовали влияние градирен на окружающую среду. По их наблюдениям, «существенного влияния на микроклимат прилегающих территорий выбросов тепла и влаги с градирен замещающих энергоблоков нет».

«Такие градирни работают на Калининской и Нововоронежской АЭС России, на Ровенской и Запорожской АЭС Украины, на Армянской АЭС», – напомнил Валентин Олейник, бывший начальник отдела охраны окружающей среды ЛАЭС. Однако проект градирен ЛАЭС-2 уникален для России, потому что установки должны работать на морской воде. Но аналоги есть за рубежом на десятках атомных энергоблоков.

«ЛАЭС-2 является эволюционной станцией поколения III+, где реализованы самые современные активные и пассивные системы безопасности, учитывающие «уроки «Фукусимы», – отметил начальник лаборатории «Атомпроекта» Андрей Фролов.

Что такое пассивные системы безопасности? Это те, работа которых обусловлена только законами физики и не зависит от человеческого фактора. Например, устройство локализации расплава, система пассивного отвода тепла из-под оболочки реактора и система пассивного отвода тепла от парогенераторов.

Станции нового поколения, к которым относится ЛАЭС-2, обеспечены самими передовыми системами безопасности. Впрочем, и к действующим российским АЭС претензий нет. Если в 2014 году на всех 10 атомных электростанциях России было зафиксировано 43 нарушения, то в 2015 году – только 35. По данным концерна «Росэнергоатом» (входит в Росатом), на действующей ЛАЭС в среднем в год случается шесть нарушений.

Цена вопроса

Сейчас возводятся наружная и внутренняя защитные оболочки реакторного отделения первого энергоблока ЛАЭС-2, в турбинном отделении идет монтаж фундамента турбогенератора. Начался монтаж оборудования и аварийных систем, завезены трансформаторы. В конце первого квартала планируется проверить работу системы забора аварийной воды. «На обоих энергоблоках работы идут в соответствии с графиком», – заверил главный инженер строящихся энергоблоков ЛАЭС Олег Иванов.

Как отметил специалист, в энергосистеме Северо-Запада одновременно должно работать не более пяти энергоблоков. Все рассчитано на то, чтобы к моменту вывода из строя первых блоков РБМК на работающей ЛАЭС были включены замещающие мощности. Однако из-за того, что в России уменьшился спрос на электроэнергию, предсказать энергопотребление в нашей стране довольно сложно.

ЛАЭС-2, как и многие масштабные российские проекты, обвиняли в постоянном росте стоимости.

В 2007 году, когда проект только появился, на возведение каждого энергоблока предполагалось потратить по 44 млрд рублей. Позже сумма неоднократно менялась, как водится, в большую сторону. Авторы проекта объясняли это, в частности, внедрением новых дорогостоящих систем безопасности.

Однако в конце 2015 года все изменения, внесенные в изначально разработанный проект, повторно прошли главную государственную экологическую экспертизу. В результате было решено убрать некоторые вспомогательные и дублирующие объекты, что привело к снижению стоимости проекта. Было решено отказаться от возведения новой береговой насосной станции, задействовав модернизированную на действующей ЛАЭС. Озвучивать итоговую стоимость строительства станции в Росатоме не берутся, однако благодаря экспертизе и некоторым техническим решениям смета на одну только пусконаладку сократилась на 400 млн рублей.

«В блогосфере нередко звучит словосочетание «авария на АЭС». Напомню, что в российской и мировой практике аварией считается событие с радиационными последствиями, – поясняет заместитель главного инженера ЛАЭС по безопасности и надежности Игорь Ложников. – На наших станциях существуют лишь отклонения, что нормально для любого сложного энергетического объекта, коим АЭС и является».

В Международной шкале ядерных событий INES существует семь уровней опасности. Все, что случается на атомных энергоблоках России, относится к нулевому уровню.

КСТАТИ

ЛАЭС вырабатывает до 35% электроэнергии, потребляемой на Северо-Западе России, и является энергетической базой Петербурга и Ленинградской области.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (5635) от 03.02.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.