Главная городская газета

Много пара из ничего

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Какое будущее ждет автовокзалы Петербурга?

Автовокзал «Южный» в составе транспортно-пересадочного узла «Купчино» значительно улучшит транспортное обслуживание жителей юга Петербурга и уменьшит нагрузку на улично-дорожную сеть центра, но не обеспечит в полном объеме обслуживание международных и межрегиональных автобусных маршрутов всех направлений.... Читать полностью

К Исаакию вернулся фонарик

Ко Дню города один из главных символов Петербурга Исаакиевский собор предстанет в своем первозданном виде. Основные реставрационные работы на главном куполе собора, включая световой фонарик и крест, закончены. Читать полностью

Как метаморфозы «Ночи музеев» стали ее «элементами»

Более 95 тысяч человек посетили «Ночь музеев» в Петербурге, по сравнению с 2017 годом количество гостей увеличилось на 5 тысяч. Именно на такие цифры ориентируются организаторы акции, больше за 12 часов работы - с шести вечера до шести утра музеи не могут принять физически. Читать полностью

Поздравление с 315-летием Санкт–Петербурга от полпреда президента РФ по СЗФО Александра Беглова

Полномочный представитель президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе Александр Беглов поздравил петербуржцев с Днем города. Читать полностью

Как «Чижик» прижился в Петербурге

Зеленобокий длиннохвостый «Чижик», запущенный в первый «полет» по трамвайному маршруту № 8 в начале марта этого года, вошел в рабочий ритм: на трассе протяженностью 4,6 км пассажиров перевозят семь вагонов, выполняя рейс за 16 - 17 минут. Читать полностью

Летний дворец готов принять посетителей

26 мая для петербуржцев и гостей города открывает свои двери Дворец Петра Великого. Читать полностью
Много пара из ничего | ФОТО Mr.Graphic Designer/shutterstock.com

ФОТО Mr.Graphic Designer/shutterstock.com

Соседство Петербурга с одной из крупнейших в Европе атомных электростанций заставляет с интересом прислушиваться к любой информации из Соснового Бора. А там работа кипит: уже в конце этого года планируется запустить первый энергоблок Ленинградской АЭС-2. Ввод второго намечен на 2019 год. Пока строительство идет полным ходом, на общественных слушаниях в атомграде обсудили безопасность работы будущего флагмана российской атомной энергетики.

Что волнует общественность

Напомним, ЛАЭС-2 с четырьмя энергоблоками ВВЭР-1200 призвана заместить мощности действующей станции. В проекте применены четыре активных независимых канала систем безопасности, а также комбинация пассивных «предохранителей». Энергоблоки по этому проекту сооружаются также в Белоруссии, Финляндии и Венгрии, где недавно побывала автор этих строк. Такие энергоблоки планируется запустить и на будущей АЭС в Египте.

Жители Соснового Бора с трепетом смотрят на огромные испарительные градирни. Экологи подозревают, что они небезопасны. Кроме градирен людей интересовало, выдержат ли системы безопасности новой АЭС возможные природные катаклизмы.

Звучали слова и про Чернобыль, хотя эта многолетняя фобия в целом нехарактерна для жителей Соснового Бора. Тем не менее инженеры не ленятся еще и еще раз объяснить людям, что ничего общего ни типы новых реакторов, ни современные требования к строительству и эксплуатации АЭС с чернобыльскими не имеют. Подобного рода ситуация априори исключена.

Помимо самой станции общественность волновали обещанные Росатомом инфраструктурные проекты – объездная дорога, закрытый источник воды для города. По каждому из этих объектов энергетики и городские власти представят детальные разъяснения.

Актив и пассив

Чтобы показать общественности безопасность новых энергоблоков и градирен, специалисты «Атомпроекта» – проектировщика станции – три года детально исследовали влияние градирен на окружающую среду. По их наблюдениям, «существенного влияния на микроклимат прилегающих территорий выбросов тепла и влаги с градирен замещающих энергоблоков нет».

«Такие градирни работают на Калининской и Нововоронежской АЭС России, на Ровенской и Запорожской АЭС Украины, на Армянской АЭС», – напомнил Валентин Олейник, бывший начальник отдела охраны окружающей среды ЛАЭС. Однако проект градирен ЛАЭС-2 уникален для России, потому что установки должны работать на морской воде. Но аналоги есть за рубежом на десятках атомных энергоблоков.

«ЛАЭС-2 является эволюционной станцией поколения III+, где реализованы самые современные активные и пассивные системы безопасности, учитывающие «уроки «Фукусимы», – отметил начальник лаборатории «Атомпроекта» Андрей Фролов.

Что такое пассивные системы безопасности? Это те, работа которых обусловлена только законами физики и не зависит от человеческого фактора. Например, устройство локализации расплава, система пассивного отвода тепла из-под оболочки реактора и система пассивного отвода тепла от парогенераторов.

Станции нового поколения, к которым относится ЛАЭС-2, обеспечены самими передовыми системами безопасности. Впрочем, и к действующим российским АЭС претензий нет. Если в 2014 году на всех 10 атомных электростанциях России было зафиксировано 43 нарушения, то в 2015 году – только 35. По данным концерна «Росэнергоатом» (входит в Росатом), на действующей ЛАЭС в среднем в год случается шесть нарушений.

Цена вопроса

Сейчас возводятся наружная и внутренняя защитные оболочки реакторного отделения первого энергоблока ЛАЭС-2, в турбинном отделении идет монтаж фундамента турбогенератора. Начался монтаж оборудования и аварийных систем, завезены трансформаторы. В конце первого квартала планируется проверить работу системы забора аварийной воды. «На обоих энергоблоках работы идут в соответствии с графиком», – заверил главный инженер строящихся энергоблоков ЛАЭС Олег Иванов.

Как отметил специалист, в энергосистеме Северо-Запада одновременно должно работать не более пяти энергоблоков. Все рассчитано на то, чтобы к моменту вывода из строя первых блоков РБМК на работающей ЛАЭС были включены замещающие мощности. Однако из-за того, что в России уменьшился спрос на электроэнергию, предсказать энергопотребление в нашей стране довольно сложно.

ЛАЭС-2, как и многие масштабные российские проекты, обвиняли в постоянном росте стоимости.

В 2007 году, когда проект только появился, на возведение каждого энергоблока предполагалось потратить по 44 млрд рублей. Позже сумма неоднократно менялась, как водится, в большую сторону. Авторы проекта объясняли это, в частности, внедрением новых дорогостоящих систем безопасности.

Однако в конце 2015 года все изменения, внесенные в изначально разработанный проект, повторно прошли главную государственную экологическую экспертизу. В результате было решено убрать некоторые вспомогательные и дублирующие объекты, что привело к снижению стоимости проекта. Было решено отказаться от возведения новой береговой насосной станции, задействовав модернизированную на действующей ЛАЭС. Озвучивать итоговую стоимость строительства станции в Росатоме не берутся, однако благодаря экспертизе и некоторым техническим решениям смета на одну только пусконаладку сократилась на 400 млн рублей.

«В блогосфере нередко звучит словосочетание «авария на АЭС». Напомню, что в российской и мировой практике аварией считается событие с радиационными последствиями, – поясняет заместитель главного инженера ЛАЭС по безопасности и надежности Игорь Ложников. – На наших станциях существуют лишь отклонения, что нормально для любого сложного энергетического объекта, коим АЭС и является».

В Международной шкале ядерных событий INES существует семь уровней опасности. Все, что случается на атомных энергоблоках России, относится к нулевому уровню.

КСТАТИ

ЛАЭС вырабатывает до 35% электроэнергии, потребляемой на Северо-Западе России, и является энергетической базой Петербурга и Ленинградской области.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook