Миссия русского искусства. Интервью с генеральным директором Государственного Русского музея Аллой МАНИЛОВОЙ

Русский музей сегодня в центре общественного внимания. Грандиозные выставки, активное развитие цифровых проектов, в том числе с использованием нейросетей, продвижение русской культуры далеко за пределами нашей страны — это все составляющие его сегодняшней огромной и многоплановой работы. Об этом и о многом другом мы поговорили с нашей гостьей. Но начался разговор, разумеется, с главного культурного события не только декабря, но и всего 2023 года…

Миссия русского искусства. Интервью с генеральным директором Государственного Русского музея Аллой МАНИЛОВОЙ | ФОТО предоставлено Русским музеем

ФОТО предоставлено Русским музеем

— Алла Юрьевна, сегодня в Русском музее открывается для пуб­лики грандиозная выставка Василия Сурикова, которую уже называют главным музейным событием 2023 года. Вы возглавляете Русский музей с весны этого года. Сложно было за столь сжатый срок создать настоящий «музейный блокбастер»? Как бы Вы определили главную идею этого выставочного проекта?

— Сложные задачи — самые интересные. Главная идея нашей выставки — воссоздать творческий путь гениального художника и через призму этого значительного явления продемонстрировать многогранный образ исторической России. Мы стремились сделать выставку во всех отношениях яркую и современную как по насыщенности знаковыми произведениями и медиаконтентом, так и по дизайну. Эта выставка ­создана именно для зрителя.

— Было много разговоров, привезут ли из Третьяковской галереи картину «Боярыня Морозова». Чем были вызваны сомнения в том, что ее покажут на выставке, и как удалось преодолеть все препятствия?

— «Боярыня Морозова», безусловно, относится к вершинам творчества Сурикова, и для нашего замысла получить полотно было принципиально важным. Но проблема в том, что эта картина «невыездная». Это настолько знаковый шедевр, да еще и крупноформатный, что Третьяковская галерея с ним практически никогда не расстается.

Однако очевидно, что две крупнейшие государственные сокровищницы национального искусства — Русский музей и Третьяковская галерея — не могут обходиться друг без друга и в выставочной, и в научной, и в просветительской деятельности. Сегодня мы договариваемся о двустороннем стратегическом парт­нерстве в рамках недавно соз­данной Ассоциации художественных музеев России. И это решительное сближение между Русским музеем и Третьяковской галереей, произошедшее в последние месяцы, безусловно, нам очень помогло. И, конечно, важно, что свое слово сказало Министерство культуры Российской Федерации: выставка в Русском музее должна быть полноценной, завершенной, а музейный фонд у страны один. Нас поддержал и Никита Сергеевич Михалков (а ведь он прямой потомок Сурикова, его правнук).

Но замечу, что уже в следующем году Русский музей будет предоставлять Третьяковской галерее свои шедевры, в том числе те, которые никогда не снимаются со стен.

— Какую аудиторию музей ждет на выставке Василия Сурикова? С какими чувствами и мыслями зрители, особенно молодые, будут выходить из выставочных залов?

— Мы ждем на выставке самую широкую возрастную и профессиональную аудиторию: имя Сурикова, его картины большинству известны и любимы с детства. А вот подобную масштабную презентацию шедевров художника жители не только Петербурга, но и России не видели с 1937 года, когда в Москве и Ленинграде проходила его монографическая выставка.

Нам хотелось бы, чтобы у молодого поколения, как, впрочем, и у людей всех возрастов, при посещении выставки появилось чувство гордости за нашу страну, за нашу историю, за наше национальное искусство, давшее миру гениев, подобных Сурикову. Тем более что интерес к изобразительному искусству, к музеям и выставкам на глазах растет. Очевидна и активная роль государства, содействующего этому интересу существенной поддержкой развития национальной культуры.

Мы впервые в рамках выставки предусмотрели специальный просветительский зал, где школьников и посетителей всех возрастов ждет диалог с нашими искусствоведами, историками, методистами, реставраторами. Все эти месяцы каждый день лучшие специалисты будут работать в этом зале, чтобы помочь каждому понять Сурикова. И по «Пушкинской карте» для старших школьников и студентов ­предусмотрены особые льготные условия посещения выставки.

Хитом этого зала станет генеалогическое древо Суриковых — Кончаловских — Михалковых, которое мы получили от Никиты Сергеевича Михалкова на время выставки. Что для школьников времена Сурикова? Для них все, что дальше Великой Отечест­венной войны, — это история весьма абстрактная, а здесь они увидят, как и художественный талант, и любовь к России передается из поколения в поколение, и как эти поколения близки.

— Недавно Русский музей получил международную премию «Культура онлайн» в номинации «Лучшее IT-решение для культурной сферы» за проект «Нейросеть в сообществе Русского музея ВКонтакте». В чем суть этого проекта? Как развивается цифровое направление в Русском музее? Работа с детьми, школьниками и молодежью много лет является приоритетной в деятельности музея. Какие новые направления обозначились в последние годы?

— Только Русский музей имеет виртуальные филиалы, их на сегодня более 170 в России и за рубежом. А это значит, что мы энергично и масштабно переводим свое собрание в цифровую медиатеку. Яркий пример − филиал Русского музея на Кубе, особо любимый всеми жителями Гаваны и ставший центром притяжения студенческой молодежи и профессионального сообщества.

И это не только популяризация наследия и нашего блистательного собрания. Благодаря новым формам подачи информации мы завоевываем очень важную для нас молодую аудиторию. Формируем спрос на Русский музей с самого раннего возраста. Да, мы уже думаем о том, как сформировать у детей шести-семилетнего возраста привычку получать именно здесь знания об искусстве, об истории Петербурга, об истории России. И нас очень радует статистика — наша аудитория значительно омолодилась: сегодня средний возраст посетителей — 36 – 38 лет, почти на 10 лет моложе, чем еще 2 года назад. Это произошло в том числе благодаря цифровым проектам.

И впервые в истории Русского музея большую классическую выставку Василия Сурикова мы дополняем масштабной мультимедийной программой, которая раскроет особенности грандиозной реставрационной работы лучших специалистов Русского музея над картиной «Степан Разин» и покажет мельчайшие детали самых известных картин. Также впервые для выставки была создана 3D- визуализация знаменитого «Перехода Суворова через Альпы», а специально для маленьких посетителей — детская мультиме­диаигра по мотивам картины «Взятие снежного городка».

Мы первыми запустили инновационный проект «Нейросеть в сообществе Русского музея ВКонтакте». Нейросетью было создано более 350 000 уникальных изображений для более чем 100 000 пользователей. Подписчики загружали свои фото в арт-бот и получали свои образы в художественной трактовке произведений Бориса Кустодиева, Карла Брюллова, Валентина Серова, Михаила Врубеля, Казимира Малевича и других известных мастеров. Этот проект получил множество престижных наград, одной из последних стала упомянутая вами международную премия «Культура онлайн» в номинации «Лучшее IT-решение для культурной сферы».

Однако новые цифровые формы презентации нашей коллекции это еще не все. Мы также идем параллельным курсом, позиционируя Мраморный дворец как площадку для нового искусства. Здесь мы даем самым талантливым представителям современного искусства, находящимся в поиске новых форм, возможность продемонстрировать свои произведения.

— На недавно состоявшемся Форуме объединенных культур было заключено соглашение о передаче Русскому музею личных вещей Александра III, акварелей его дочери великой княгини Ольги Александровны. Почему частный российский фонд передал эти ценные предметы именно Русскому музею? Понятно, что исследование дара еще предстоит, но можно ли уже сейчас назвать что‑то самое интересное?

— Передача в дар уникальной коллекции великой княгини Ольги Александровны — знаковое событие для Русского музея, созданного императором Александром III. Именно благодаря императору, которого Сергей Дягилев называл лучшим русским царем для русской культуры, сформировалось крупнейшее в мире ­собрание национального искусства.

Согласно первоначальной структуре, Русский музей имел три отдела, одним из которых был отдел, «посвященный специально памяти Императора Александра III». В дальнейшем мемориальные предметы из отдела памяти Александра III были распределены в другие музеи. Произведений великой княгини Ольги Александровны в собрании Русского музея до настоящего времени также не было.

Теперь у нас появится новый фонд мемориальных предметов Александра III, а всю коллекцию мы представим в 2024 году на выставке, которая пройдет при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

Переданная музею коллекция состоит из 180 акварелей, написанных августейшей художницей в разные годы, и 44 мемориальных предметов семьи Александра III. Еще предстоит ее тщательное изучение, но уже можно сказать о том, что в ней находятся уникальные вещи, принадлежавшие царской семье, которые наши посетители увидят впервые.

— Вы объявили на форуме о выставках, которые Русский музей организует в ближайшие годы в Китае. Какие наши художники особенно интересны китайскому зрителю? Это будут проекты из собрания только Русского музея или нескольких российских художественных музеев?

— Сегодня мы видим колоссальный интерес китайских регионов к русскому искусству, сейчас мы достигли договоренностей с музеями Пудун и Цзиуши о проведении крупнейших выставок в 2024 – 2025 годах. Скорее всего, нам удастся показать нашу блистательную коллекцию авангарда в Шанхае уже в сентябре 2024 года — более 75 произведений Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Казимира Малевича, Александра Самохвалова, представляющих развитие русского авангарда в 1900 – 1920-х годах.

Вторая выставка, которая находится сейчас в процессе обсуждения, — национальные традиции в русском искусстве XIX — начала XX века, более 65 произведений реализма и авангарда, дополненного народным искусством, коллекция которого в Русском музее невероятно хороша.

— В 2023 году Вы создали Ассоциацию художественных музеев России. Сколько музеев к ней уже присоединилось? Каков потенциал роста ассоциации? Какие задачи Вы ставите перед ассоциацией и перед собой как ее руководителем? Если говорить обо всем музейном сообществе России, как Вы видите его миссию сегодня?

— Создание Ассоциации художественных музеев России — воля самого музейного сообщества. Двадцать директоров ведущих музеев страны обратились с такой инициативой, и для нас это было неудивительно. Ведь Русский музей уже 50 лет является главным методическим центром Министерства культуры Российской Федерации для художественных музеев страны.

Сегодня в ассоциации уже 70 музеев страны с крупнейшими художественными коллекциями. Потенциал роста ассоциации безграничен, к нам будут, уверена, присоединяться не только крупные музеи, но и музеи муниципальные, музеи малых городов, среди которых также есть прекрасные художественные собрания, переданные им в советское время. Стоит отметить, что Русский музей имеет давние связи с музеями более чем 225 городов нашей страны.

За короткое время работы ассоциации уже открыто семь выставок, реализовано пять образовательных и три просветительских проекта. Более 450 сотрудников музеев новых территорий прослушали онлайн-курсы по музейной и искусствоведческой тематике, 34 человека очно прошли обучение по разным направлениям музейной деятельности.

Уже в декабре состоится открытие нового культурно-просветительского и выставочного центра «Русский музей — Ярославль», первым проектом которого станет выставка Ивана Айвазовского из собрания Русского музея и Ярославского художественного музея.

Миссия музейного сообщества незыблема. Во-первых, сберегать культурное наследие страны (а значит, его сохранять, реставрировать, изучать, развивая музейную науку).

Во-вторых, находить самые эффективные средства его популяризации, делая его максимально доступным гражданам страны. И это не только социальная задача, но и креативная и технологичная, в том числе требующая применения новых инструментов и новых технологий.

И, в‑третьих, давать людям духовную опору на наше культурное достояние, оно уникально и бесценно, чтобы понимать, что такое наш культурный код, что такое наш культурный суверенитет и почему никто и никогда не сможет отменить российскую культуру.

Никто и никогда, потому что отечественная культура внесла фантастический вклад не только в мировой художественный процесс, но и в целом в мировую цивилизацию.

— Какими новыми сенсационными событиями порадует публику Русский музей в 2024 году?

— О сенсациях заранее не говорят, поэтому пунктиром. Сформирован план выставок на 2024 год, он начинается с важнейшей для всех ленинградцев выставки «Помните! К 80‑летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады». Уникальная по масштабу и жанровому разнообразию экспозиция посвящена подвигу героических защитников и жителей Ленинграда в годы блокады. В состав выставки ­войдут более 200 произведений живописи, графики, скульптуры, многие из которых были созданы в осажденном Ленинграде и будут показаны впервые. Ее уникальность в том, что такая экспозиция впервые создается крупнейшим художественным музеем страны. Надеемся, что выставка станет флагманским проектом федерального Организационного комитета по подготовке и проведению празднования 80‑летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

И не буду скрывать — готовим поистине грандиозную выставку ровесника Пушкина — Карла Брюллова. Юбилей всемирно известного русского живописца празднуется в России на национальном уровне, как и юбилей воспевшего его талант великого поэта. В Русском музее хранится самое значительное собрание произведений Карла Брюллова, среди которых главные шедевры мастера.

Масштабная ретроспектива представит порядка 300 произведений живописи и графики Брюллова из коллекции Русского музея и ведущих музеев страны.

Наконец, на выставке мы впервые покажем знаменитое полотно Брюллова «Христос во гробе», у которого сложнейшая история. Картина писалась в 1846 году для домовой церкви одного из царских генералов, путешествовала с ним в Финляндию и Германию. С 1930‑х годов ее местонахождение считалось неизвестным и было обнаружено только в конце прошлого столетия. Благодаря многолетним усилиям Федеральной службы безопасности, Федеральной таможенной службы и Министерства культуры Российской Федерации это уникальное произведение было возвращено в Россию, включено в музейный фонд Российской Федерации и передано Русскому музею.

И вот это — подлинная сенсация.


#интервью #Русский музей #директор

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (7556) от 30.11.2023 под заголовком «Миссия русского искусства».


Комментарии