Главная городская газета

«Мир» оставляет Неву

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Мосты, канатоходец и мороженое: Петербург отпразднует 315-летие

Одного дня - воскресенья, 27 мая, - не хватило, чтобы уместить все 207 событий, которыми Петербург отметит свое 315-летие. Читать полностью

«Зенит-арена» стала собой

Футбольную арену на Крестовском острове официально передали «Зениту», который займется ее эксплуатацией и доведением до ума. Правда, только с середины лета: клуб уже заявил, что на ближайшие недели уступит стадион оргкомитету ЧМ-2018. Читать полностью

Городская хроника 24 мая 2018

Сегодня в выпуске:
Дом на Ропшинской выстоял...
Постоим у «Пулково» бесплатно...
Рестораторы или реставраторы?..
И другие новости. Читать полностью

Метрополитен поздравляет жителей Петербурга с Днем города

Петербургский метрополитен заранее начал поздравлять пассажиров с предстоящим Днем города. Читать полностью

Дали на пляже Петропавловки: фестиваль пеcчаных скульптур в Петербурге

Копии творений Микеланджело, Леонардо да Винчи, Сальвадора Дали появились... недалеко от Эрмитажа. Хотя известных мастеров из многих регионов России, Украины и Польши для того в Петербург и пригласили, чтобы они отважились на такую творческую дерзость.... Читать полностью

Трамваю «Чижик» проложат новый путь

Чиновники согласовали будущий маршрут частного трамвая «Чижик». Для транспорта проложат новые пути. Читать полностью
Реклама
«Мир» оставляет Неву | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

К паруснику «Мир» у автора этих строк отношение трепетное. Не одну сотню миль прошел я на его борту, облазал все его закоулки, забирался на самую высокую мачту, много беседовал с членами его экипажа, в том числе с прославленными капитанами Виктором Антоновым и Сергеем Тимошковым. Не раз приходилось мне писать и о проблемах судна. Не хватало денег на ремонт, нищенскими были зарплаты экипажа, из-за чего на борту надолго удерживались немногие – только настоящие фанаты парусов. И вот, когда вдруг пришло сообщение о пресс-конференции «Будущее парусника «Мир» в Петербурге», на душе стало тревожно: видимо, дело совсем плохо... К счастью, на этот раз я ошибся. Журналистов – редкое по нынешним временам дело! – пригласили не для того, чтобы на что-то пожаловаться, а, наоборот, чтобы отрапортовать об успехах.

Прославленный парусник с начала 1990-х годов, как известно, принадлежал Государственной Морской академии им. С. О. Макарова. Именно тогда судно жило на «голодном пайке» – у государства в лице Минтранса не было достаточных средств для его содержания. Отпустить парусник «на сторону» (каковая судьба постигла весь учебный флот Макаровки) ни у кого не поднималась рука. Красавец, победитель множества международных регат (одно время носивший даже звание быстрейшего парусника планеты), любимец и гордость города, с честью представлявший его в десятках заграничных портов! Но... город, даже если бы и захотел, ничем не мог ему помочь, ибо «Мир» был федеральной собственностью.

Три года назад Макаровка слилась с Санкт-Петербургским государственным университетом водных коммуникаций. Образовался новый вуз – Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. Но даже и для столь мощной образовательной структуры содержание парусника оказалось делом весьма обременительным. Решение проблемы, хотя для мировой практики новизны не представляло (по такой схеме работают учебные суда едва ли не во всех морских государствах), для нас все-таки стало маленькой революцией. «Мир» (так же как и его «близнеца» – дальневосточный парусник «Надежда») передали в собственность солидной государственной структуре – ФГУП «Росморпорт». Он отвечает за техническое состояние судна, а в оперативное управление сдает его новообразованной Макаровке, которая, как и прежде, использует парусник для практики курсантов. Разумеется, «Росморпорту» за это платит, но уже совсем не те деньги, что требовались раньше.

Найденная финансовая схема университет устраивает. Не очень понятно, правда, что с этого поимел «Росморпорт». Расходы на судно составляют ни много ни мало 100 миллионов рублей в год. Но, видимо, богатая государственная «дочка» (шутка ли сказать – порты и портовое хозяйство всей России!) может себе позволить делать кое-что из имиджевых (и даже, не побоюсь этого слова, из патриотических) соображений.

Во всяком случае, как заявила замдиректора Северо-Западного филиала ФГУП «Росморпорт» Надежда Калашник, там сознают огромную ответственность за сохранение судна как исторического наследия со всеми его заслугами и былой славой. Летом прошлого года парусник прошел капитальный ремонт. Были проведены доковые работы, отремонтированы корпус, механизмы, мачты, внутренние помещения. Результат не замедлил сказаться – помимо повышения комфорта и безопасности увеличилась и скорость хода.

Все это проявилось во время нынешней навигации, которая для парусника была весьма необычной. Впервые за всю свою 28-летнюю историю он пошел не на юг, а на север. Обогнул Скандинавский полуостров, прошел Баренцево море, вошел в Белое и бросил якорь в порту Архангельска. С 1984 года здесь таких судов не видели.

Почтить дорогого гостя на борт пришел даже Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. А местному собору курсанты преподнесли в дар освященную икону с изображением Иоанна Кронштадтского, который, как известно, был уроженцем этих мест.

Ректор Макаровки Сергей Барышников, кстати, духовно-патриотическим воспитанием будущих моряков озабочен серьезно. Каждое плавание теперь обязательно несет и какую-то «идеологическую нагрузку». В прошлом году парусник, возвращаясь с Олимпиады в Сочи (где курсанты с успехом отработали волонтерами), бросил якорь в бухте Святого Афона. Там в Ватопедском монастыре состоялось освящение иконы Святого Владимира, специально написанной для Пантелеймоновского храма Санкт-Петербурга. С этой иконой на борту «Мир» прошел по местам российской морской славы – это Чесма, Корфу, Мессина и другие. По возвращении в Петербург состоялась торжественная передача иконы храму.

В этом году, отмечая 70-летие Великой Победы, целью «Мира» сделали маршрут полярных конвоев Второй мировой. Вжиться в ситуацию удалось вполне – паруснику достались и шторм, и холод, и снег.

– А курсантам, – делится Барышников, — я сказал: «Теперь представьте, что в этих условиях еще надо обороняться от врага!». Дошло моментально!

Саму знаменательную дату парусник встретил в Гамбурге. На борту был организован специальный прием для ветеранов войны, проживающих сейчас в этом городе. А после полярного путешествия «Мир» еще успел пройти один из этапов регаты Tall ships races и поучаствовать в морском фестивале в Амстердаме. 28 сентября он вернулся на родину, оставив позади 12 заграничных портов.

Через несколько дней парусник уходит на ремонт в Калининградскую область в город Светлый. На этот раз модернизировать будут ходовую и учебную рубки (чтобы курсантов было удобнее обучать), а также камбуз (чтобы их качественнее кормить).

И здесь – нотка грусти. На привычное для нас место, к причалу на набережной Лейтенанта Шмидта, «Мир» больше не вернется. Никогда. Путь ему преградит строящийся мост Западного скоростного диаметра. Для прохода судна не хватит всего метра-двух. Но увеличить высоту пролета – это подтверждено всеми экспертизами – никак нельзя. Барышников не протестует – он сам был в соответствующих комиссиях и убедился, что проблему решить, увы, невозможно. Отныне «Мир» будет швартоваться в новом месте – у Морского фасада. Впрочем, даже уже сегодня это не совсем окраина города. А в недалеком будущем, когда поблизости откроется станция метро, полюбоваться прекрасным парусником можно будет так же легко, как и сейчас.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook