2Vtzqv4Hz9U

Минуты решают все: как работает служба «03» в Петербурге

Идя по центру города, заглянула на Малую Садовую, чтобы традиционно поприветствовать Елисея. Кто не в курсе — это бронзовый кот, взирающий на прохожих с дома № 8. Неожиданно обнаружила выставку, которая развернута вдоль всего пешеходного прохода. Если есть время — обязательно сходите и посмотрите. Она посвящена тому, без чего нашу жизнь трудно представить, — петербургской Службе скорой медицинской помощи, история которой насчитывает уже 125 лет.

Минуты решают все: как работает служба «03» в Петербурге | ФОТО Антона ВАГАНОВА/ТАСС

ФОТО Антона ВАГАНОВА/ТАСС

…Иду от ретро к современности. Профессиональный праздник работников службы «03» учредили всего четыре года назад. Дата для него — 7 марта — была выб­рана неслучайно. В 1899‑м газета «Санкт-Петербургские ведомости» коротко сообщила: «7 марта в 2 часа была открыта скорая помощь». Ее заведующим стал известный врач профессор Генрих Турнер.

Первоначально в службе было всего пять станций. На каждом пункте дежурили по два пароконных экипажа, в которых имелось четыре пары ручных носилок. Да и штат сотрудников был совсем небольшим: два санитара на станции, задачей которых было оказание первой помощи пострадавшим и транспортировка их в ближайшую больницу или на квартиру врача (тогда доктора часто принимали в домашних кабинетах).

Скорая помощь_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


Но уже в первый год работы скорая получила 630 вызовов. Для Петербурга, границы которого были не столь обширны, как сегодня, не так уж и мало.

Кстати, практика показала, что работа без докторов оказалась не столь эффективной, и в 1912 году 50 врачей изъявили согласие выезжать на вызовы. Безвозмездно! С тех пор в России скорую помощь оказывают не парамедики, а врачи-специалисты.

Впрочем, от нескольких конных карет на рубеже XIX и XX веков сейчас остались только воспоминания. Сегодняшней службе «03» профессор Турнер мог бы лишь позавидовать.

Судите сами. Нынешняя Городская станция скорой медицинской помощи — это 27 подстанций в разных районах города, 177 выездных бригад, в том числе 26 специализированных. В штате — свыше 2 тысяч человек. В год они выполняют более 500 тысяч выездов. Только за сутки количество обращений на пульт «03» или «103» порой достигает 9 тысяч.

Достаточно побывать в диспетчерской Городской станции скорой помощи, чтобы убедиться: телефоны там трезвонят не умолкая.

«Здравствуйте. Скорая. Что случилось?». В течение смены эти слова каждый диспетчер произносит многократно. А звонки здесь одновременно принимают десятки сотрудников. У каждого — наушники с микрофоном, что позволяет операторам, не мешая друг другу, вести диалог с позвонившим спокойным ровным голосом.

Последнее, кстати, очень важно. Некоторые звонящие пребывают в такой панике, что забывают собственное имя. И порой из бессвязных фраз диспетчер должен понять самое важное: что произошло, где, при каких обстоятельствах. Ведь от этого зависит, какую бригаду надо отправлять на вызов.

На интерактивной карте, находящейся в диспетчерской, — уличная сеть Северной столицы. На ней в онлайн-режиме отображаются все перемещения выездных бригад: фиксируется путь машины, скорость, пройденный километ­раж, вынужденные остановки. Если в пути возникает непредвиденная дорожная ситуация, к пациенту направляют другую бригаду, которая находится ближе или сможет доехать быстрее. Благодаря всем этим технологиям врачи выигрывают те самые минуты, которые могут быть решающими.

И зря многие упрекают врачей службы: мол, долго ехали. Они, простите, не чаи в это время распивали. А честно спешили на вызов. Вот только трафик в нашем городе сами знаете какой, а уступать дорогу скорой торопятся не все водители. Плюс припаркованные владельцами кое‑как машины, зачастую мешающие подъезду бригады. Вот и приходится иногда врачам бежать до больного «на своих двоих». И отнюдь не налегке. Знаете, сколько весит скромный на вид чемоданчик с медикаментами? Около 10 кг. А подниматься с ним приходится и на последний этаж в доме без лифта.

А еще дежурный в диспетчерской отслеживает поступление пациентов по скорой в стационары и даже те экстренные меры, которые предпринимала бригада (все использованные на вызове лекарства с дозировками, результаты проведенных исследований, проводилась ли пациенту реанимация).

…Неожиданно мою прогулку по выставке прервали звуки сирены. По Невскому, сверкая проблесковыми маячками, промчалась скорая. Хотя ее сегодня еще и называют каретой, на ретротранспорт она совсем не похожа. Разъезжают медики на санитарных автомобилях, оснащенных самым современным оборудованием и средствами связи. Причем их парк обновляется ежегодно: в 2021 году было закуплено 69 новых машин, в 2022‑м — 102, в 2023‑м — 93. В нынешнем году запланировано приобрести порядка 150 автомобилей как с высокой крышей, так и с более «приземистой» (такие машины больше подходят для работы в центральных районах города, где часто встречаются низкие арки).

Сами же бригады оснащены автоматизированными рабочими местами на базе планшетных компьютеров, обеспечивающих ведение документации в электронном виде, а также современной диагностической и лечебной аппаратурой.

Новейшее оборудование, безусловно, важно. Как и хорошие специалисты с золотыми руками и добрым сердцем. По словам главного врача Городской станции скорой медицинской помощи Алексея Бойкова, на стендах выставки горожане могут увидеть не только историю развития службы «03», но и портреты ее нынешних сотрудников — тех, кто приезжает на вызовы. Наверняка кто‑то узнает людей, пришедших когда‑то на помощь, а то и спасших жизнь…

КСТАТИ 

Телефон скорой помощи изначально был четырехзначным — 2136. К 1979 году появилось два номера: 05 — неотложная и 03 — скорая экстренная помощь. А в 1988‑м было принято решение объединить два номера в один — 03.


#скорая #праздник #сотрудники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 45 (7621) от 13.03.2024 под заголовком «Вызов принят. Ждите!».


Комментарии