Миллионы на чердаке. Как находят антиквариат в бабушкиных вещах?
Не спешите выбрасывать старую мебель и содержимое бабушкиного серванта. Статуэтки, книги и даже предметы одежды могут стоить немалых денег или представлять культурную ценность. Вопреки расхожему мнению о том, что сегодня невозможно обнаружить настоящий клад, подобные истории все же случаются. Не так давно екатеринбуржец нашел старые елочные игрушки на чердаке родительского дома и выручил за них миллион. Житель Курска, случайно раскопал золотые монеты российской империи, а уроженец Челябинской области достал из-под пола в дедушкином доме пачки облигаций. Что ценного может лежать в вашей квартире? Об истории антиквариата, оценке вещей и моды на старину, - рассказал историк, эксперт по антиквариату Владислав Семенов.
Фото: Pixabay / ledinhan2596
Древняя история
- Владислав Валерьевич, когда люди впервые заинтересовались старыми вещами?
- С тех пор как зародилась цивилизация. Реликвии начали собирать еще в Античности. В средние века в Европе собирали христианские реликвии – в том числе в частных руках хранились мощи святых (например, части тела или, реже одежды). На Руси первым о чьих раритетах мы точно знаем был Иван Грозный. У него хранилась коллекция реликвий, которые больше несли культурную ценность, в том числе богатое книжное собрание. Но, скорее всего реликвии собирались и ранее. К сожалению, часть вещей Ивана Грозного исчезла в период Смуты.
Мы знаем, что заядлыми коллекционерами были Петр Первый, императрица Екатерина Вторая. Позже в российской империи начинает формироваться рынок антиквариата, который расцветает к середине XIX века. И в это время начинают разделяться понятия сбора культурных ценностей - дорогостоящих, ценных экспонатов и коллекционирование вещей, которые просто представляют интерес, как например, медицинские инструменты в Кунсткамере.
- Да, например в Византийское время подделывали библейские тексты. А в Европе подделки, которые, якобы принадлежали перу известных деятелей прошлого, использовали как реликвии, и как средство политической борьбы. В царской России особый интерес к русской старине (русскому средневековью) и античности пришелся на XIX век. Он был связан с началом интенсивных раскопок в Крыму, вскрытию скифских курганов, славянских поселений и захоронений. Тогда же в усадьбах было модно создавать парки с «руинами» под античность, собирать антиквариат.
Известна история подделки тиары Сайтаферна – одесский ювелир решил сыграть на интересе к античным древностям, изготовил корону и пытался продать ее сначала Эрмитажу. Но музей заподозрил неладное и отказался. Тогда предприимчивый одессит отправился в Лувр, где продал подделку за 200 000 франков, огромную по тем временам сумму. Его разоблачили, но не сразу. Что касается наших времен, то была история, когда крупного коллекционера обвинили в том, что его собрание яиц Фаберже - подделка. Но это так и осталось на уровне слухов.
- После революции и в 90-е годы пропало немало антикварных вещей. Что-то вывезли заграницу, что-то осело в частных коллекциях. Есть ли экспонаты, которые мы навсегда потеряли?
- Я не соглашусь с этим – действительно ценные экспонаты, дорогостоящие и имеющие большую историческую ценность сохранены. Уже в 1918 году большевики призывали народ сохранять историю, устраивали музеи истории купеческого и дворянского быта, антиквариат не уничтожали. Конечно, могут существовать потерянные вещицы, о которых все забыли, а они хранятся неучтенные в запасниках провинциальных музеев. Потому что в революции коллекции рассоединили, часть отправили в другой город и так далее.
В 90-е годы действительно всплыло много антиквариата. Часто коллекция собиралась еще в годы блокады – те, у кого был доступ к карточкам, хлебу, получали доступ и к коллекционным предметам. У оголодавшего населения не было выбора: оно меняло картину признанного мастера или ювелирное изделие на дополнительный паек, чтобы сохранить свою жизнь. Затем в 60-е годы, когда в СССР началась борьба с мещанством, появилась мода на минимализм в обстановке, граждане выкидывали ненужные им старые вещи, а антикварные коллекции пополнялись. Одни советские граждане по незнанию выносили на помойку старинные комоды, подшивки редких раритетных журналов. А другие, знающие, что такое антиквариат, эти вещи сохраняли. Пик распродаж ценностей пришелся на 90-е, потому что тогда народ перестал бояться показать свое богатство. Часто распродавали коллекции дети и внуки, чтобы вложить эти деньги в покупку квартиры.
Клад на чердаке
- Ежегодно из разных уголков России приходят сообщения об обнаружении кладов в собственной квартире или на приусадебном участке. Причем, происходит это случайно: заглянул на чердак, поменял полы или подоконник, сажал картошку…
- Клад кладу рознь. Есть профессиональные поисковики, которые изучают карты, историю домов и квартир и целенаправленно выезжают на место, пытаясь найти артефакты. Но действительно ценные экспонаты, стоимостью в несколько миллионов рублей находят не так часто. Это скорее исключение. Последнее, что было – это клад Нарышкиных, который случайно обнаружили строители в 2012 году. Кстати, самый крупный за всю историю Петербурга, он оценивается в 190 млн рублей.
Но антикварную вещицу, которая представляет культурную ценность и стоит несколько тысяч рублей, найти реально. Например, вы можете есть из бабушкиных тарелок, даже не предполагая, что подобные выставляются в провинциальном музее, а на рынке стоят тысячи рублей. Рукописная икона, доставшаяся по наследству, может быть культурной ценностью и тоже стоить немало. Но нужно учитывать определённые факторы: сохранность изделия, уникальность экземпляра. Например, екатерининский или петровский рубль, которые чеканились массово, могут стоить дешевле современных монет, которые имеют брак. Если вы продаете сервиз, то отсутствие одной чашки существенно снизит стоимость.
- Как определить реальную стоимость вещи? Понятно, что оценщики не скажут настоящую цену, постараются купить дешевле, особенно у незнающего человека.
- Нужно зайти в интернет, посмотреть каталоги, аукционы и увидеть, за какую цену реализуют вещь. Но надо учитывать, что стоимость антиквариата все же формирует мода. И она меняется. Сегодня это может стоить несколько сотен рублей, а через год в три раза дороже. Например, сейчас есть мода на статуэтки балерин производства ленинградского фарфорового завода. Хотя в СССР они выпускались достаточно массово.
Кстати, вложение в антиквариат может быть опасной инвестицией не только потому, что легко наткнутся на подделку. Но и из-за изменчивости моды. Кстати, часто его формируют сами антиквары. Например, был и остается спрос на изделия Фаберже, которые изготавливались в сравнительно большом количестве. Или картины Айвазовского – до сих пор труды мастера можно найти даже в небольших коллекциях, так много картин он писал.
Комментарии