Между двух берегов. Как разводят Дворцовый мост

Выйдя из будки, охранник осмотрел наши документы, и по узкой металлической лестнице мы стали опускаться в «глубины» Дворцового моста, предвкушая необычное зрелище. Ведь одно дело – наблюдать с берега, как оба его огромных крыла, каждое длиной 28,3 метра и весом 2,5 тыс. тонн, плавно поднимаются над водой. А вот могучие «мускулы», способные разводить их на сооружении, ставшем неотъемлемой частью открыточных видов Петербурга, досужим взорам недоступны: объект-то особый. Корреспонденты «СПб ведомостей» побывали на нем перед самым закрытием навигации.

Между двух берегов. Как разводят Дворцовый мост | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Стальное «рукопожатие»

Петербург не зря называют городом мостов. Кажется, в любом его месте, куда бы ни попал, встретишь речку или канал, берега которых связывает переправа, а всего на территории Петербурга их насчитывается около 800, крупных и малых. Больше половины из них, 432 моста, обслуживает специализированное предприятие ГБУ «Мостотрест», и это не считая бесчисленных набережных, путепроводов, тоннелей и прочих подобных конструкций.

Правда, только 18 мостовых сооружений, находящихся в его ведении, способны размыкать свои стальные «руки», а дюжина таких переправ делают это в период навигации регулярно. Причем семь мостов, переброшенных через Неву, разводятся каждую ночь. Два других, Биржевой и Тучков, расположенных на Малой Неве, совершают такую работу не так часто. А еще три, Сампсониевский, Гренадерский и Кантемировский, стоящие на Большой Невке, пропускают суда и вовсе достаточно редко, по предварительным заявкам...

Собираясь попасть на один из них, чтобы ознакомиться с его внутренним устройством, мы просто растерялись. Ничего себе выбор: каждый из разводных петербургских мостов имеет свою богатую историю, конструктивные особенности и неповторимый архитектурный облик.

Да любой город, имея хотя бы одно такое красивое и сложное в техническом отношении сооружение, гордился бы им невероятно, а в историческом центре Северной столицы их так много!

Галерея без картин

Так какой же нам выбрать, думали мы: Благовещенский, первый разводной мост Петербурга? А может, Литейный, построенный в наиболее глубоком месте Невы, где действует один из тяжелых – 3,5 тыс. тонн – мостовых противовесов в мире? Или почти километровый мост Александра Невского, долгое время, до постройки петербургского Обуховского (вантового), считавшийся крупнейшим в России?

Нет, если хотите увидеть по-настоящему сложную мостовую конструкцию, отправляйтесь на Дворцовый, один из символов нашего города, убеждали нас мостотрестовцы, не ошибетесь. И вот, вняв их советам, по металлической лесенке, напоминающей судовой трап, мы опустились внутрь этого 267-метрового моста, перекинутого через Большую Неву.

Шум проезжающих стыки машин ежеминутно отдается здесь гулким эхом. Узкую дорожку, ведущую через весь нижний ярус моста, построенного рядом с Зимним дворцом взамен наплавного в 1916 году, специалисты называют галереей. Только вместо картин с одной стороны, у бетонной стены, стоят шкафы с оборудованием и тянутся длинные нити кабелей, а с другой – нависают под уклоном необъятные стальные ребра инженерной конструкции.

Они скреплены цельнометаллическими заклепками, сделанными на Коломенском заводе, который и выстроил этот двукрылый пятипролетный мост (каждый металлический пролет весом почти 5 тыс. тонн). Правда, не везде: в некоторых местах его «тело» прошили высокопрочные новые болты.

За сотню без малого лет разводной пролет, отдельные конструкции и станины, державшие внушительного вида шестерни механизма с электромеханическим приводом, «подустали», и в ходе последней реконструкции, длившейся в 2012 – 2013 годах (между прочим, четвертой по счету) их пришлось заменить.

Само устройство, как ни удивительно, к той поре свой ресурс едва ли выработало. Но технически устарело, пояснили нам, и вместо него поставили гидравлическое оборудование, которое быстрее и легче справляется с разводкой тяжеленных крыльев. Как это происходит?

Исполинский журавль

Станислав Пусташинский, начальник бригады, обслуживающей мост, ведет нас в котлован, находящийся на метр-полтора ниже уровня речной воды. То есть в нишу, куда при разводке моста входит, заполняя почти все ее пространство, короб исполинского противовеса. Это неотъемлемая часть любого подобного сооружения: противовес представляет собой цельнолитую металлоконструкцию, которая куда тяжелее самого крыла.

«Сейчас крылья разводного пролета опираются на стойки подклинки и самопроизвольно ни при каких обстоятельствах не разойдутся, – рассказывает он. – Чтобы они смогли это сделать, противовесы нужно слегка приподнять и освободить стойки замка, отводя их в сторону, иначе говоря, расклинить. После чего хвостовая часть пролета вместе с противовесом с той и другой стороны опустится в котлован, на днище которого есть громадная проушина: она заходит в паз и удерживает эту часть моста в таком положении».

Хотя нижний замок используется не всегда, в основном при сильном ветре: чем просторнее мостовое крыло, тем больше его парусность, добавляет специалист. А на Дворцовом – и это одна из его особенностей – вместе с разводной конструкцией уходит вниз часть дорожного покрытия. Конечно, во многом благодаря массивному противовесу (как тут не вспомнить деревенский колодезный журавль), но гидравлика прилежно ему помогает.

«Представьте себе самосвал, – объясняет Станислав, – чтобы опрокинуть полный его кузов, из цилиндра поднимается шток. В нашем случае устройство гораздо сложнее, и у нас не один, а восемь цилиндров противовеса на каждом крыле, причем прилагаются сразу две силы, но, вообще говоря, принцип действия похож...»

Сердце и мускулы

На дне котлована, по которому мы идем, осматривая нависшую над нами нижнюю часть громады-моста, кое-где поблескивают лужицы. Неужели сюда просачиваются невские воды? Ничего подобного, говорит наш провожатый, это осадки, поступающие сюда сверху по желобам, но уходят они не в Неву, а по трубопроводу поступают в ливневую канализацию.

Любопытная деталь: бетонный пол котлована теплеет, если включить систему его подогрева. Иначе ранней весной и поздней осенью, в начале и конце навигации, когда минусовые температуры не так уж редки, особенно ночью, здесь появится наледь и противовес может заклинить. Инженеры, продумывавшие устройство моста, предусмотрели, кажется, все такие нюансы, которые могут повлиять на его безопасную разводку...

Дворцовый2_Д.jpg

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Думаю, действительно все, говорит Станислав, когда по галерее моста мы направляемся в дальний ее конец. Здесь находится машинное отделение: станция, которая прокачивает гидравлическое масло к цилиндрам, заставляя работать крепкие «мускулы» механизма.

Вернее, под одним корпусом тут скрыто два агрегата, расположенных зеркально, и каждый из них способен действовать, едва поступит команда, независимо от другого. Это сердце всей конструкции: подобно кровеносным сосудам, от него тянутся масляные шланги. Но это не единственное место, где предусмотрено резервирование, чтобы развести мост при любых условиях, если что-то выйдет из строя. Дублирующая часть, по словам специалистов, есть в автоматике, электроснабжении – во всем мостовом оборудовании.

Было время, чтобы запустить генератор, дежурный брался за ручку рубильника: поднимет – разведет крылья, опустит – электромеханика вернет их в прежнее положение. И внутри моста, как в часах, крутились шестерни, одна больше другой, приводящие в движение противовес, которые следовало то и дело смазывать, и вообще работы было невпроворот.

А теперь любо-дорого: нажал кнопку, все пришло в движение, и за считанные минуты створки моста разошлись на 59 градусов. На нем стоит теперь больше тысячи датчиков, следящих за всем оборудованием, и сигналы от них поступают на пульт управления, куда мы и направились. Тут стоят шкафы с электронной начинкой (аппаратно-программный комплекс) и мониторы. На одних возникают «картинки», отражающие рабочие процессы, на другие поступает изображение с 16 видеокамер, установленных сверху, на дороге: это не считая тех, которые ставят там для своих целей стражи порядка, транспортники и т. д.

«Университет» на Неве

В общем, настоящий мозговой центр моста, точнее, системы автоматизированного контроля и управления им. Отсюда все данные стекаются в центральный диспетчерский пункт «Мостотреста»: в единую информационную систему разводных переправ Петербурга...

Казалось бы, при таком оснащении один диспетчер может управлять всеми такими сооружениями в городе. Технически это возможно, говорят специалисты, но полагаться на автоматику, когда следует обеспечить безопасность на мостах и бесперебойное судоходство (ночью под ними проходят порой до 50 судов), нельзя.

«На Дворцовом каждую ночь в навигацию работают три человека, – продолжает Станислав, – один находится за пультом управления, а два других отвечают за техническое обслуживание моста, двух его одинаковых механизмов, и забот у всех, поверьте, хватает».

Раньше нештатные ситуации возникали порой из-за усталости металла: откололся один из зубьев на шестерне привода – противовес замер. Но и теперь без дела сидеть не приходится: нужно проверять вспомогательное оборудование, смазывая отдельные части, и гидравлику (нет ли протечек масла), следить, чтобы на датчиках, скажем, из-за перепада температур не сбилась настройка. Это верные помощники, но человеческое участие важнее: выявил сбой в системе, перенастроил ее и завершил процесс, а потом будет время разобраться. Мало того, даже если откажут компьютеры, развести мост удастся вручную.

Железку-то можно приобрести, а опыт не купишь. Таких умельцев, которые знают механику, электрику и автоматику, да еще разбираются в программных комплексах, не готовит ни одно учебное заведение. Свои университеты, даже имея диплом инженера, они проходят здесь, на петербургских мостах.

У Станислава, например, за плечами 17 лет такой работы. Да ладно бы только у него: Сергей Матвеев, его седовласый учитель, как пришел на Дворцовый в 1979 году, так и трудился там до недавнего времени, пока не грянула пандемия. А его сыновья, Сергей и Павел, много лет обслуживают другие мосты в центре города: Тучков и Троицкий. Разводные переправы, которые тоже, считай, у всех на виду.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Алексей Бурмистров, начальник управления эксплуатации разводных мостов ГБУ «Мостотрест»:

– Не устаю восхищаться дарованием наших предков: они оставили нам в наследство мосты с разводным механизмом, который исправно прослужил столько времени. На Биржевом и Сампсониевском электромеханический привод действует, между прочим, до сих пор, хотя первый из них должен был проститься с ним, встав на капитальный ремонт, в этом году, да пандемия спутала планы.

Но прогресс не стоит на месте: гидравлические системы компактнее и сильнее прежних, и коэффициент резервирования у них выше. Если на гидравлике выйдет из строя половина цилиндров, что трудно представить, и половина насосных установок, мост все равно получится развести. И хотя каждое из таких сооружений неповторимо, ведь их строили и обновляли в разное время, Дворцовый и на этом фоне выделяется.

Это не просто один из самых больших в Петербурге мостов и единственный из разводных, где проезжая часть является, по сути, продолжением противовеса. У него более сложная конструкция, а значит, больше узлов и элементов оборудования: там две системы разводки, одна из которых расклинивает противовес и освобождает стойки, а другая поднимает крыло.

При этом не стоит забывать, что часть мостов на Большой и Малой Неве разводятся дважды за ночь. Пропустив караван судов, идущих с Финского залива на Ладогу, Дворцовый смыкает свои крылья, чтобы хоть на время соединить транспортные магистрали, а в это время подходят баржи, сухогрузы и танкеры, следующие в обратном направлении (около Большеохтинского моста они встречаются), и все повторяется.

Судоходная обстановка на Неве непростая, у этой реки сильное течение и извилистый фарватер, что тоже нужно учитывать. Хотя правила устанавливаем, разумеется, не мы: караваны судов формирует администрация «Волго-Балта», согласуя график с разными организациями, а правительство Санкт-Петербурга утверждает сроки разводки мостов.

Зимой механизмы разводных мостов «засыпают». А вот для наших эксплуатационных бригад и вспомогательных служб с приходом холодов наступает горячее время: нужно менять изношенные детали, масло и смазку, тестировать оборудование, чтобы и следующая навигация прошла без аварийных разводок.

#разводка мостов #Дворцовый мост #реки и каналы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (6817) от 01.12.2020 под заголовком «Кто сближает берега».


Комментарии