Между двух берегов: как благо­устроят Канонерский остров?

Между двух берегов: как благо­устроят Канонерский остров? | Небольшой участок берега между зарослями ивняка и жилой застройкой Канонерского острова считается пляжем./ФОТО Натальи ОРЛОВОЙ

Небольшой участок берега между зарослями ивняка и жилой застройкой Канонерского острова считается пляжем./ФОТО Натальи ОРЛОВОЙ

Мы, жители Канонерского острова, начали сбор подписей за сохранение и благоустройство нашего парка. Просим горожан поддержать нас.

Дело в том, что в декабре прошлого года в городской закон о зеленых насаждениях была внесена поправка, по которой площадь парка сократилась с 45 гектаров до 22. А исключенную из зоны парка территорию назвали промышленной. На ней расположатся базы организаций, подведомственных комитету по природопользованию, — ГУПов «Экострой» и «Пиларн».

Это как будто насмешка над окружающей средой, которую данные предприятия призваны охранять. Почти десять лет активисты требовали от чиновников благоустроить Канонерский парк. И вот что мы получили вместо благоустройства…

Между тем сокращение территории парка может привести к его полному исчезновению, что влечет за собой потерю исторических достопримечательностей, находящихся на территории парка, а также ухудшение экологии и качества жизни жителей Канонерского острова.

Канонерский парк находится на берегу Морского канала — объекта всемирного наследия ­ЮНЕСКО. С территории парка открывается прекрасный вид на Морской канал, порт Санкт-Петербурга и Финский залив. Парк оканчивается Канонерской косой, защищающей Морской канал от заиливания. На всем протяжении косы сохранилось мощение гранитными плитами, относящееся к концу XIX — началу XX века. Осталась также ныне руинированная краснокирпичная застройка косы, связанная с именем Николая Ивановича Путилова.

Если сейчас не остановить сокращение парка, жители острова будут буквально заперты между производственными зонами: Канонерским судоремонтным заводом, островом Белый с расположенной на нем Центральной станцией аэрации, Большим портом и производственной зоной, которую еще планируют. Не говоря уже о Западном скоростном диаметре, который проходит прямо над островом, над нашими головами.

Дмитрий М., островитянин


ОТ РЕДАКЦИИ. 

Канонерский остров — экзотическое место на карте Петербурга. Попасть на него можно только по тоннелю. Строить мост на «большую землю» бессмысленно, так как Морской канал, отделяющий Канонерку от порта, вечно заполнен гигантскими сухогрузами, которые не пройдут ни под одним мостом.

Сейчас тоннель в ремонте. Так что путь на остров стал еще более экзотичным. Сначала по нему пропускают транспорт в одну сторону, затем в другую. Реверс!

Острову, как известно, изначально была уготована рабочая, портовая судьба. Но, кажется, это никак не отразилось на качестве здешней жизни. На остров едут и едут горожане: прогуляться по Путиловской набережной вдоль Морского канала, полюбоваться ледоколом «Мудьюг», стоящим в порту на «том» берегу канала, дойти до залива (всего семь минут медленным шагом), увидеть и башню «Лахта-центра», и новостройки Васильевского острова, и «висящую» над морем трассу ЗСД… Сюда в жаркие дни идут искупаться, здесь ловят рыбу, сюда причаливают лодки и прочий мелкий водный транспорт… Даже близость станции аэрации, крупнейшего комплекса городских очистных сооружений, не отпугивает желающих побродить по берегам острова. Как правило, запаха от очистных никакого.

Деньги лучше всего говорят о ценности здешнего житья-бытья. «Однушку» 36 «квадратов» здесь продают за 7,5 миллиона рублей. А часть квартирного общежития, переделанную в однокомнатную квартиру 59 квадратных метров, — за 11 миллионов рублей.

Немудрено, что островитяне изо всех сил стараются уберечь себя от любых перемен, если не уверены, что это перемены к лучшему. Это их желание понятно. И все же, рассказывая о своих нуждах и чаяниях, не стоит перегибать палку.

Слово «парк» вряд ли применимо к территории, о которой идет речь. Скорее, это то, что давным-давно именовалось «за сараями». Длинный пустырь вдоль канала, на который можно попасть, проехав мимо лодочной мастерской, какого‑то объекта «Водоканала», мимо фабрики соевого соуса. Потом еще будет пруд, в котором испытывали конструкции тоннеля, а дальше — заросли ивняка. По берегу залива проехать невозможно, но можно пройти по узкой тропинке между гаражами и обрывом. Заросли и кучи мусора начинаются здесь же — за гаражами. И, кажется, не заканчиваются до конца — до самой Канонерской косы.

Но мусор не беда. Его можно собрать и вывезти. А буреломы выкосить/вырубить. Но чрезвычайно сложно благоустроить берег, который сплошь состоит из многолетних залежей строительного мусора, обломков асфальта, бетона, какой‑то арматуры. И все это пронизано корнями кустов и высокой травы. Именно таков берег залива в «парке». К тому же он крайне неровный: обрыв, подъем, овраг, горка. По здешним тропам гулять, признаться, даже страшновато. А идти по берегу не хочется из‑за опасения помешать «шашлычникам» и парочкам.

Кстати говоря, статус земель для промышленности этот берег до самой Канонерской косы, да еще заросли на Морском канале как раз не обрели. Но и в ЗНОПах они более не числятся. А числятся в перечне зон резерва для озеленения. То есть 22 гектара острова, по сути, признаны территорией, на которой город пока ничего делать не собирается.

Не слишком ясна и судьба остальных 23 гектаров. В комитете по природопользованию подтвердили, что идея создания на Канонерке баз «Пиларна» и «Экостроя» имеет место. И на сей счет даже подана заявка в имущественный комитет. Однако окончательное решение еще не принято. Так что, возможно, сбор подписей поможет островитянам не просто сохранить прибрежные заросли, почему‑то названные парком, но и придумать концепцию их превращения во что‑то такое же экзотическое, как и сама Канонерка.

Читайте также: 

Взяли — и спилили. Городская зелень не терпит самодеятельности

Променад над Оккервилем. Чудесное место рядом с шумным Заневским проспектом




#благоустройство #Канонерского острова #жители

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 160 (7736) от 28.08.2024 под заголовком «Между двух берегов».


Комментарии