Метро на десятилетку. Смольный рассчитывает построить 37 объектов подземки

Правительство Петербурга и компания «Метрострой Северной столицы» (МССС) продлили контракт на строительство подземки до 2032 года. Акт, в общем‑то, формальный, хотя и вполне логичный. Понятно, что до 2023 года, даты, указанной в действующем до этого документе, ввести в строй все заявленные объекты и освоить финансирование в сумме 602 миллиарда рублей не представлялось возможным. Построить 37 объектов метрополитена, фигурирующих в контракте, теперь планируют в течение ближайшей десятилетки. И время пошло.

Метро на десятилетку. Смольный рассчитывает построить 37 объектов подземки | ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ТАСС

Напомним, АО «МССС» стало единственным подрядчиком строительства метро после того, как в 2020 году был ликвидирован обанкротившийся «Метрострой». Смольный заключил с новой компанией контракт на 602 миллиарда рублей — на сооружение 37 объектов. Это так называемый рамочный контракт, проектов на строительство большинства этих объектов еще нет. И потому на каждый из них — станцию или депо — после подготовки и утверждения проекта будет заключаться дополнительное соглашение.

Ожидается, что до конца этого года городское правительство и МССС подпишут дополнительные соглашения по участкам на четырех линиях подземки.

В ближайшие дни допсоглашение будет заключено по Невско-Василеостровской линии — участок от нынешней станции «Беговая» до будущей «Планерной». Документация по этому проекту утверждена. Подготовка участка к началу работ уже идет, в сентябре в шахте на Туристской улице будет дан старт сборке щита «Надежда», затем начнется проходка, — сообщила нашей газете руководитель пресс-службы МССС Александра Саблина.

Кроме того, в последующие месяцы в планах подписать допсоглашение по участку «Кудрово» — электродепо «Правобережное» на Лахтинско-Правобережной линии. На Красносельско-Калининской — от «Путиловской» до «Каретной». У комитета по развитию транспортной инфраструктуры также готова к утверждению документация по электродепо «Красносельское».

Однако напомним о ближайших перспективах ввода в эксплуатацию новых станций метро в городе. В 2024 году, согласно плану, будут открыты «Путиловская» — пересадочная со станцией «Кировский завод», «Юго-Западная» (или «Казаковская», название еще не утверждено) и «Горный институт» на Васильевском острове.

На новой, коричневой, ветке ведется пробивка тоннелей. А на участке оранжевой линии — от «Спасской» до «Горного института» проходка завершена. Там идет бетонирование тоннелей для прокладки путей. Работы на этих линиях идут в соответствии с графиком, — пояснила Александра Саблина.

Далее, в 2026 году, будут открыты станции «Богатырская» и «Планерная» на зеленой ветке. Станция «Шуваловский проспект», пересадочная с «Планерной», появится на фиолетовой линии городского метро в 2028 году. В 2029‑м должны запустить четыре станции на коричневой ветке. Это «Броневая», «Заставская», «Боровая», «Каретная». На оранжевой планируется открытие станции «Кудрово». В 2030 году будет продолжена оранжевая линия. На ней появятся станции «Шкиперская» и «Морской фасад». На коричневой ветке на станции «Лиговский проспект» будет сделан второй выход. Кроме того, пассажиров примут новые станции «Знаменская», «Суворовская-1», «Брестская», «Улица Доблести», «Петергофское шоссе» и «Сосновая Поляна».

Для тех, кто хочет заглянуть еще дальше, сообщим, что в 2033 году Красносельско-Калининская линия должна дойти до «Пискаревки», а Кольцевую линию будут строить с 2037 года до 2045‑го — от «Лесной-2» по часовой стрелке.

Планы, конечно, привлекательные. Даже если ориентироваться на контракт МССС с 37 объектами до 2032 года, то получается, что после 2024 года в городе будут вводить по 4 – 5 объектов метрополитена в год. Однако вопросы остаются. Во-первых, сумма 602 миллиарда рублей четкого обоснования по источникам финансирования не имеет. Во-вторых, проектов на такое количество объектов сейчас нет. Между тем, чтобы подготовить и утвердить, вплоть до заключения Госэкспертизы, проект на строительство каждой станции подземки, обычно требуется до трех лет. В-третьих, силами 3 тысяч человек, которые сегодня в штате МССС, такие объемы строительства метро не освоить. Отмечу, что в «Метрострое» в его лучшие годы работали до 10 тысяч человек. И это были высокопрофессиональные кадры, таких сегодня не набрать. Однако подчеркну: ничего невозможного нет, но всеми этими вопросами надо заниматься. В частности, приобретать современное оборудование. Щиты с диаметром проходки тоннеля 13 метров уменьшают потребность в кадрах до 90 процентов, — поделился своими соображениями о перспективах городского метростроения эксперт редакции исполнительный директор «Тоннельной ассоциации Северо-Запад» Сергей Алпатов.

И еще о планах, точнее — о генплане Санкт-Петербурга, который должен быть утвержден в нынешнем году и рассчитан до 2040 года, при этом включает в себя прогноз развития до 2050‑го. В нем заложено, что в сроки действия генплана в Северной столице откроют 89 новых станций метро. Сегодня их в нашем городе 72.


#метро #МССС #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (7242) от 29.08.2022 под заголовком «Метро на десятилетку».


Комментарии