Место не пусто

После банкротства крупных компаний летом 2014-го рынок выездного туризма в Петербурге некоторое время находился в ступоре. Но сейчас места «Невы», «Солвекс-турне» и «Версы» уже заняты амбициозными петербургскими новичками, а также значительно увеличившими свое присутствие туроператорами федерального уровня.

Место не пусто | Иллюстрация Sergey A.Kravchenko/shutterstock.com

Иллюстрация Sergey A.Kravchenko/shutterstock.com

Стоит напомнить: в период с середины июля по середину сентября 2014 года в северной столице обанкротились практически все крупные туроператоры, делавшие погоду на рынке выездного туризма. Ведь один только «Солвекс-турне» в лучшие времена «поднимал» в сезон десятки чартерных авиарейсов по самым разным «отпускным» направлениям, а лишь в Грецию за лето отправлял до 70 тыс. петербуржцев. Однако ни большие объемы отправки туристов, ни наличие солидных финансовых гарантий не спасли лидеров питерского туризма от разорения: по итогам их деятельности против руководства компаний возбуждены уголовные дела, хотя пока, спустя почти два года, ни одно из них в отношении крупных турфирм до суда не дошло.

Если раньше в Петербурге действовали сразу три местные компании, которые по финансовому обороту (с некоторой натяжкой) можно было считать туроператорами общероссийского уровня, то сейчас таковых у нас нет вовсе.

Вопрос о величине оборота турфирм тонкий – такие данные всячески пытаются занизить, поскольку от этого зависит объем финансовых гарантий и других сборов. По данным Ростуризма на май 2014-го, к примеру, в перечне имеющих гарантии в размере 30 млн рублей числилось 1807 компаний, а в число «крупняка» (т. е. компаний, которые имели размер финансовых гарантий более 100 млн) в России входило 23 предприятия.

По величине таких гарантий тогда лидировали как раз питерские фирмы. А вот по обороту федералы легко их обходили: по данным Forbes, такие туркомпании, как «Библио Глобус», «Пегас Туристик» или TEZ tour, имели оборот от 28 до 35 млрд рублей в год. Для сравнения: ЗАО «Фирма «Нева» незадолго до банкротства имело оборот 3,7 млрд рублей, «Солвекс-турне» – 4,55 млрд, а «Верса» – 1,7 млрд рублей.

Если говорить о выездном туризме, то ситуация сейчас остается примерно той же, что сложилась к лету 2015-го. В отсутствие явного местного лидера доминировать стараются «Библио Глобус», «Пегас Туристик», Coral Travel, Anex Tour и некоторые другие операторы федерального уровня, которые быстро переориентировались с раскрученных ими Египта и Турции на другие (в т. ч. и Россию) направления. И хотя их оборот сильно упал, совладелец TEZ Tour Александр Буртин, к примеру, признается, что у входящих в эту группу компаний он намного превышает цифру 4 млрд рублей. А в число лидеров среди действующих в России туроператоров эксперт включает все тех же «Пегас Туристик», Coral Travel, «Библио Глобус» и других.

Что касается питерских как старых («Аврора-БГ», «Арт-тревел»), так и новых («Матрешка-тур», «Премьера-тур», «Пулково Тур» и др.) операторов, то составить серьезную конкуренцию федералам с их внушительными ресурсами (включая и имеющиеся у них аффилированные авиакомпании) им крайне трудно. Во всяком случае ни в список туроператоров, имеющих размер финансовых гарантий 100 млн рублей (сейчас в стране их всего 9), ни в аналогичный с гарантиями на 60 млн (таких компаний в России 8) выросшие в Петербурге компании пока не входят. Это означает, что и по финансовому обороту, и, соответственно, по вкладу в экономику города они находятся далеко не на первых местах.

Что, впрочем, не означает полного господства москвичей и других неместных компаний. На болгарском направлении, к примеру, «Аврора-БГ» была и остается одним из ведущих игроков петербургского рынка, а местные многопрофильные новички (такие как «Матрешка-тур» или «Премьера-тур») весьма амбициозны и готовы конкурировать даже с крупными федеральными компаниями. По словам директора по развитию фирмы «Матрешка-тур» Вероники Самохи, за «свои» направления, среди которых она называет Кипр, Болгарию, Черногорию и Италию, оператор будет активно бороться. «За Болгарию, например, на которую в этом году вышли многие «турецкие» операторы, будет горячая схватка, – полагает она. – Однако операторы Петербурга, которые работают на этом направлении, свою часть рынка отдавать никому не собираются».

Не скрывают своих амбиций и другие питерские компании. «Мы намерены сделать акцент на таком направлении, как «прямая» Майорка: ощущается явный интерес к отдыху на этом острове», – считает генеральный директор GOOD TIME Travel Николай Букреев.

Хорошо заметно, что от сезона к сезону число направлений, которые реализуются в наших новых турфирмах, увеличивается, а компании постоянно предлагают что-то новое. И если выездной рынок все же пойдет в рост, не исключено, что в течение ближайших лет в городе на Неве в сфере выездного туризма появятся новые предприятия, способные и по объемам отправляемых туристов, и по вкладу в экономику работать на уровне лидеров отрасли.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 080 (5697) от 10.05.2016.


Комментарии