Мест много, места мало: подведены итоги приёма в колледжи и техникумы Петербурга
Популярность среднего профобразования растет, сейчас 60 % выпускников девятого класса идут не в десятый, а в колледжи и техникумы. Многие из этих учреждений — «конфетки»: современные мастерские, лаборатории и прочее, ничего общего с «путягой». Бесплатных мест тоже с каждым годом прибавляется. Но квадратные метры пока за этим ростом не поспевают.
ФОТО kyo azuma on Unsplash
Физический труд? Спасибо, не надо
В нынешнем году в колледжи и техникумы города, по словам Алексея Ерина, зампреда комитета по образованию Петербурга, поступило 91 тыс. заявлений (в 2023‑м было примерно 80 тысяч). 249 программ обучения дают возможность получить 82 рабочие профессии и 107 специальностей.
Последние годы среди них набирают популярность «мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», «повар-кондитер», «оператор станков с ЧПУ»: конкурс выше шести человек на место.
Выпускники одиннадцатых классов наряду с IT выбирают профессии, связанные с геодезией, архитектурой, землеустройством и картографией. На последнюю конкурс семь человек на место — этой специальности обучают только в Колледже туризма Санкт-Петербурга. Заметно, по словам Ерина, вырос спрос на программу «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений».
В Колледж метрополитена и железнодорожного транспорта поступают со средним баллом 4.0 в школьном аттестате, а конкурс доходил до девяти человек на место. К своему нынешнему 50‑летию колледж обзавелся новыми лабораториями, обновил материально-техническую базу. По словам его директора Владислава Апаницына, есть оборудование, которое сам метрополитен еще только планирует внедрять на вновь вводимых станциях.
Другое учебное заведение, Колледж автоматизации производственных процессов и прикладных информационных систем, готовится открыть подразделение — центр инженерных компетенций. Хоть и подразделение, а, по словам директора Никиты Златина, в девяти лабораториях центра смогут учиться и студенты других колледжей, и школьники — знакомиться с профессиями.
— Ребята охотно идут на специальности и профессии, которые напрямую связаны с промышленностью города, — говорит Никита Златин.
Но это заявление — как бы немного в противовес тому, что еще охотнее вчерашние школьники стремятся в креативные направления и сервис. На графический дизайн, к примеру, доходит до 22 желающих на место. А на те профессии, где нужен физический труд, набор по‑прежнему идет трудно, констатирует Алексей Ерин. В таком положении судостроение: важнейшее стратегическое направление, нужны сварщики, сборщики корпусов металлических судов — но очереди на освоение этих профессий, прямо скажем, не выстраиваются.
Получать специальность можно порой в учреждении, где она «не титульная». Например, в Институте среднего профессионального образования Политеха Петра Великого, кроме как на айтишников, техников-электриков, метрологов, учат на поваров-кондитеров и на гостиничное дело. И спрос очень большой, отмечает директор института Роман Байбиков.
Среднее медицинское образование тоже можно получить не только в «мед». В городе помимо соответствующих колледжей, техникумов и медвузов (они после пандемии возрождают у себя отделения среднего звена) выучиться на фельдшера, медсестру с прошлого года можно, например, в Академии управления городской средой, градостроительства и печати.
«Отрадно отметить, что не только медики открывают направления подготовки по медицине», — комментирует Ирина Бубликова, главный внештатный специалист комитета по здравоохранению по подготовке кадров со средним медобразованием.
Медицинские колледжи есть в Большом университете (впрочем, в СПбГУ давно свой медицинский факультет), в Университете путей сообщения.
Медиков учат в две смены
Свои подразделения среднего профобразования есть у многих вузов. Как и те, они подчиняются не городу, а соответствующему министерству. Однако город в этом году выделил за счет своего бюджета 825 мест в десяти университетах. Например, в политеховском Институте среднего профессионального образования из 450 бесплатных мест треть — за счет бюджета Петербурга.
Это позволяет городу получить больше кадров для своей экономики, при этом используя вузовские лаборатории и — да, квадратные метры, которых у колледжей-техникумов уже впритык.
Скажем, корпуса Колледжа метрополитена изначально были рассчитаны на 1100 человек — сейчас в них учатся 1300. Впрочем, учебному заведению удалось оптимизировать свое пространство, чтобы рост приема не пошел в ущерб образовательному процессу, комментирует Владислав Апаницын. Помещения, которые не были «образовательными», стали новыми лабораториями и мастерскими. И все же бюджетных мест на первом курсе 375 (их число увеличилось на 25), а заявлений на них поступило 2216.
О том, что колледжам «не просторно», можно судить по платному приему. Если в некоторых вузах он даже превышает бюджетный, то в Колледже метрополитена коммерческих мест 25. А в Колледже автоматизации производственных процессов, по словам Никиты Златина, даже на платное обучение по специальности «Логистика» конкурс был больше семи человек на место. Потому что самих платных мест немного.
На средних медицинских специальностях «практически везде занимаются в две смены», констатирует Ирина Бубликова.
Потребность в таких кадрах резко выросла во время пандемии. И продолжает расти. В прошлом году во все учреждения среднего медобразования поступило 12 тыс. заявлений, в этом — больше 15 тысяч. Самая популярная специальность — фельдшер: 15 человек на место. Потом идут стоматология ортопедическая, профилактическая, «младшая медсестра».
Возглавляемый Ириной Бубликовой Медицинский колледж № 1 увеличил в прошлом году прием на 50 %, в этом — еще на 30 %.
По словам эксперта, комздрав работает над тем, чтобы увеличивать площади, но сейчас их «крайне не хватает». Дополнительные квадратные метры изыскивают в стационарах: те открывают у себя кабинеты для прохождения практики. В этом году Медколледж № 1 получил площадку на базе городской больницы № 9, где будут заниматься 300 студентов.
Инфраструктура не поспевает
Город старается адаптироваться.
— Строят новые здания больниц и в них сразу отводят этаж конкретному образовательному учреждению, — добавляет Бубликова.
К 2026 году надеются открыть «огромное образовательное учреждение» — медицинский колледж в Купчине. Выделено пятно застройки, идет проектирование.
Открываются площадки после реконструкции. В этом году — здание колледжа «Красносельский» на 450 мест (повары-кондитеры, мастера отделочных строительных и декоративных работ). В следующем еще две площадки — Колледжа судостроения и прикладных технологий и Колледжа метростроя.
Но главная надежда — на так называемый суперколледж возле метро «Парнас». «Супер» — и потому что на 3 тысячи человек, и потому что обучать там будут множеству профессий, а образовательные программы менять оперативно, по потребностям рынка. Рассчитывают открыть в 2027 году.
При этом препоны не только в нехватке площадей.
Вот пример. Колледжи, как и вузы, могут учить целевиков: потенциальный работодатель оплачивает учебу — целевик потом отрабатывает определенный срок. И найти друг друга абитуриенту и работодателю сейчас проще: на федеральном портале «Работа в России». Но берем для примера медицинскую сферу. Медсестры и фельдшеры нужны позарез, лечебное учреждение готово составить целевой договор. Но если вузам выделена квота для целевиков, то колледжам — нет, говорит Ирина Бубликова. А квоты — это возможность поступить по более мягкому конкурсу. Пока же потенциальному целевику надо прорываться в колледж/техникум на общих основаниях.
Руководитель Медицинского колледжа № 1 рассказывает:
— В наше образовательное учреждение пришли более 500 ребят, которые хотели бы заключить договоры и уже выбрали лечебное учреждение. И лечебные учреждения очень их ждут. Но по конкурсу из них прошла только десятая часть.
Специалист уверена: колледжам нужны квоты на прием по целевым договорам. Правда, Алексей Ерин опасается, как бы не создалась лазейка для абитуриентов-троечников. Однако, положа руку на сердце — видали мы троечников, которые в профессии потолковее иных отличников.
Роман Байбиков из Политеха Петра Великого отмечает досадное отсутствие других квот — на олимпиадников, на участников-юниоров чемпионата «Профессионалы»:
— Может, у них средний балл не такой высокий, но они талантливы в специальности. Сейчас можно быть призером олимпиады по робототехнике, но при этом не иметь права внеконкурсного поступления в колледж.
В последние годы систему среднего профобразования так активно продвигали, что убедили многих — даже из тех, кто целился на высшее. Тем более что и его можно получить, просто идя другим маршрутом. Скажем, поступаешь в учреждение среднего профобразования Политеха, получаешь профессию в руки, а потом можешь окончить бакалавриат, причем не за четыре, а за три года, поскольку ряд дисциплин уже освоен.
Многих убеждает и новая федеральная программа «Профессионалитет», в которой участвует все больше колледжей и техникумов. Она нередко позволяет и то самое «ремесло» получить на несколько месяцев быстрее. Правда, главное все‑таки не сокращение сроков (не во всех специальностях это возможно), а крепкая сцепка конкретных учебных заведений с конкретными работодателями.
Еще один способ профориентации — программа «Профминимум», которая стартовала в прошлом году по всей стране. Детей с шестого класса знакомят с разными профессиями, чтобы к девятому школьник лучше ориентировался в их разнообразии и выбирал более осознанно.
Эту осознанность мониторят, но лучший показатель, по мнению Алексея Ерина, — доля работающих потом по полученной специальности: 80 %, это много.
Была бы возможность поступить на это «осознанно выбранное». Кстати, город хоть и подвел итоги приема, сама кампания завершилась не во всех учебных заведениях, так что у кого‑то и сейчас есть шанс.
Читайте также:
Выпускники российских школ все чаще выбирают не вузы, а колледжи и техникумы
Ленинградская область готовится к новому учебному году
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (7729) от 19.08.2024 под заголовком «Мест много, места мало».
Комментарии