Меняем АСУ на КИСУ
В Петербурге вновь заговорили о скором «пришествии» давно ожидаемого пассажирами 90-минутного билета, а также суточного безлимитного проездного для туристов. Рассуждения о необходимости введения такого очевидного блага для граждан ведутся не первый год, озвучивалась даже предполагаемая их стоимость: первого - 50 - 70 рублей, последнего - 160 - 170.
![Меняем АСУ на КИСУ | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА](/upload/iblock/ae2/2obshchestvennyy_transport_s.jpg)
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Сейчас повод вспомнить о них дал объявленный «Организатором перевозок» конкурс на «выполнение второй очереди работ по созданию «Комплексной информационной системы управления городским пассажирским и пригородным транспортом общего пользования» (КИСУ ГППТ). Она будет включать в себя планирование маршрутной сети, диспетчеризацию бортов, информирование пассажиров, расчет субсидий перевозчикам и контроль оплаты проезда. Немаловажной частью этой системы является система безналичной автоматизированной оплаты проезда в городском пассажирском транспорте (САОП, или бескондукторная система оплаты).
До сих пор нашими автобусами, троллейбусами и трамваями «рулила» автоматизированная система управления городским пассажирским транспортом - АСУ ГПТ. Она существует всего несколько лет, однако, по мнению руководителей профильного комитета Смольного, уже не отвечает потребностям современного города (готовящегося к тому же к чемпионату мира по футболу-2018). И не подлежит модернизации. Вместо нее и должна появиться КИСУ, причем не на бюджетные деньги, а в рамках государственно-частного партнерства. Затраты на создание и оснащение соответствующим оборудованием всего петербургского общественного парка оцениваются в 4,5 млрд рублей.
Ну а «вторая очередь работ» - это лишь практический шаг к созданию новой системы. Он предполагал создание за начальную сумму 28,1 млн рублей опытного образца всего комплекса, который должен появиться в салоне транспортного средства. А именно: бортового компьютера, валидатора, автомата по продаже билетов, системы датчиков пассажиропотоков, а также информационного табло, которое помимо маршрута будет показывать людям всякую полезную попутную информацию: погоду, валютные курсы, новости и любопытные сведения об улицах и зданиях, мимо которых они проезжают. Именно такой комплекс недавно демонстрировался на втором инновационном транспортном форуме SmartTRANSPORT в северной столице.
Четыре заявки из пяти поданных на аукцион комитет по информатизации и связи отклонил. Однако петербургские антимонопольщики 13 сентября приостановили процесс определения оставшегося победителя и заключение контракта с ним в связи с жалобой двух «отклоненных» участников. Как сообщает пресс-служба УФАС по Санкт-Петербургу, «проведя внеплановую проверку заявок, поданных на аукцион, комиссия антимонопольного органа установила, что единственная допущенная к участию заявка принята незаконно (нарушение п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе), и выдала заказчику предписание об отмене протоколов и пересмотре всех пяти заявок».
Иными словами, шаг навстречу 90-минутному билету пока оказался шагом на месте...
Между тем информационно-платежную систему третьего поколения, разработанную в петербургском НИУ ИТМО (ту самую, презентованную на форуме), с конца августа уже тестируют в одном из городских автобусов. Программно-аппаратный комплекс предусматривает оплату проезда как наличными, так и электронными деньгами (в том числе посредством звонка на специальный номер с помощью QR-кода и мобильного приложения), контролирует оплату, информирует пассажиров и даже ведет онлайн-мониторинг технического состояния машины.
Эта система, к слову, поддерживает и возможность мультимодальных поездок - то есть проезд по одному билету на разных транспортных средствах. Например, в течение 90 минут...
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (5794) от 23.09.2016.
Комментарии