Мегаполис тянется к воде

Международный урбанистический форум «Города у воды» стал традиционной площадкой для общения специалистов из России и других северных стран. На этой площадке петербургские урбанисты обмениваются идеями со своими скандинавскими коллегами. Например, перспективой освоения водного и прибрежного пространств - от морей до скромных рек. Набережные должны служить местами встреч и притягивать людей, а не быть транспортными артериями с потоком машин.

Мегаполис тянется к воде | Не занятые никем просторы у моря открывают девелоперам ясные инвестиционные перспективы. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Не занятые никем просторы у моря открывают девелоперам ясные инвестиционные перспективы. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Земли нам мало

Главный архитектор города - председатель комитета по градостроительству и архитектуре Петербурга Владимир Григорьев начал выступление с исторической части. Наверное, рассказ о том, как решалась градостроительная задача по освоению водных пространств при Петре Первом, был интересен зарубежным гостям.

Нас же, жителей невских берегов, больше волнует текущая ситуация. Многие прибрежные зоны в нашем городе заброшены. На берегах Финского залива и ряда рек высятся заводские корпуса, портовые сооружения и разномастные бизнес-центры. В последние десятилетия до прибрежной зоны дошла и активность девелоперов из сферы жилищного строительства.

Владимир Григорьев сказал, что причиной намыва новых территорий является «дефицит земли». Казалось бы, для России это парадокс, но это так. Город, по мнению главного архитектора, испытывает потребность в расширении. Генеральным планом Петербурга предусмотрена возможность намыва до 1 тыс. га земель, что составляет около 4% от всей его площади.

Точки приращения тверди известны: Сестрорецк, Кронштадт, Васильевский остров, Бронка и Ломоносов. Корреспондент «СПб ведомостей» спросил, что слышно про глобальный проект намыва земли под жилые кварталы между Лисьим Носом и Сестрорецком? По масштабу он сопоставим только с намывом у западного берега Василеостровского района со строительством там пассажирского терминала. Но если последний проект реализуется (может быть, не так быстро, как хотелось бы, и не совсем в том виде, что заявляли изначально), то про намыв на стыке Курортного и Приморского районов слышно мало. Некоторые эксперты уверены, что проект свернут навсегда.

«Проект этот действительно сложный. Я уверен, что его реализуют, но не факт, что в ближайшее время», - ответил Владимир Григорьев.

Закончил он положительным примером из сферы «малых дел» - это выдвинутый в рамках диалога «Твой бюджет» проект благоустройства берегов реки Карповки в Петроградском районе близ Ботанического сада и 1-го Мединститута.

Скандинавский дождь идей

Выступавшие зодчие и урбанисты из стран-соседей рассказывали о конкретных проектах. Так, архитектор из датского бюро SLA Луиза Хансен (она занимает должность руководителя филиала в Осло и является совладельцем бюро) рассказала о преобразовании района Нёрребро в Копенгагене и территории в городе Тронхейме (Норвегия).

В норвежском проекте был оборудован променад, обеспечивающий связь жителей с водой. А проект в столице Дании родился после... катастрофы. В 2011 году на королевство обрушился «дождь тысячелетия». За сутки выпала двухмесячная норма осадков. Канализация не справилась с потопом, убытки составили один миллиард евро.

Когда беда прошла, власти задумались, что делать. Бюро предложило создать зеленый парк, при этом уровень для создания общественного пространства решили поднять на семь метров. При этом ландшафтные архитекторы обыграли существующую цепь озер и стоящую на местности церковь, которая стала важным смысловым акцентом пространства. «Надо смотреть на воду как на ресурс, а не как на проблему», - сказала датско-норвежский архитектор.

При обустройстве парка использовался открытый дизайн. В современной Дании живут представители разных народов, парк стал местом встречи культур. Рядом с ним несколько школ. Современные дети знают имена покемонов, но не могут различить деревья по листьям. Так что парк является еще и учебным пособием для практического освоения ботаники.

Архитектор Ханс Виллехадер из бюро Kjellander&Sjoberg (Швеция) сообщил о проекте застройки квартала Sege Park в городе Мальме. «Нашей целью было создать устойчивую экологическую жилую зону», - пояснил он. Современное здание обязано быть экологически устойчивым. А городской район считается престижным, если сохраняет «деревенские» черты (когда-то они были, наоборот, признаком отсталости). Квартал, над которым он работал, разбит на функциональные пространства. Он включает городской дендрарий, корпуса сельхозуниверситета. Береговая линия обустроена, она стала местом встреч для горожан.

«Мы использовали при проектировании общественных зданий принцип базилики. Сейчас в общественном сознании это слово означает «храм», одну из разновидностей культовых зданий. А исходно базилики строились для торговли. Вот мы преобразовали базилику, где раньше уголь жгли», - поделился Ханс Виллехадер.

Малые реки - большие замыслы

Соосновательница бюро DLD buro (Исландия) Дагни Бьярнадоттер рассказала о принципах организации пространств под девизом «Исландия, свободная от автомобилей». Характерные для острова проблемы - низкое солнце зимой, сильные ветра. Все это заставляет искать приемы подачи зданий. Краски в природе скупы, поэтому жилой район не должен быть унылым. А гений места проявляется даже в мелочах хотя бы на «историческом» берегу реки, куда столетие назад женщины приходили стирать белье.

Отдельный разговор на форуме был о развитии малых рек Петербурга. Социолог Екатерина Кораблева из общественного движения «Друзья Карповки» рассказала о том, как готовится преобразование территории, где хранились катера.

Эта земля была «свободна от смыслов». В 2017 году прошел фестиваль «Твоя вода». В том же году агентство «Нескучный сад» подготовило проект для реки. Материалы опубликованы в соцсетях. Развивается идея соседского фестиваля, формирования сообщества неравнодушных жителей Петроградской стороны.

О другой петербургской реке - Охте рассказал начальник отдела благоустройства и дорожного хозяйства Красногвардейского района Кирилл Бобков. По его словам, вдоль Охты планируется создать единую набережную, общественное пространство с селфи-зонами. Правда, реализовать этот замысел возможно будет только после завершения строительства Охтинского коллектора.

«Не должно быть так - Нева для всего мира, выглядит великолепно. А малые реки, такие как Лубья, Оккервиль, та же Охта, выглядят непрезентабельно, смотрят на них зады заводов», - резюмировал эксперт. Он также призвал чиновников работать с населением. Вечные проблемы, когда одним идея нравится, другим — нет. Кто-то хочет тишины, кто-то — места для общения. Как раз такие органы, как советы домов, и должны сказать, что действительно нужно жителям.

#урбанистика #город #вода

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (6330) от 27.11.2018 под заголовком «Мегаполис тянется к воде».


Комментарии