Главная городская газета

Мавританское послание

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Летний бум граффити: новый петербургский тренд

«СПб ведомости» обратили внимание на один из главных трендов этого лета в Петербурге – появление стрит-арт работ, таких разных и противоречивых. Читать полностью

Как провел ЧМ-2018 главный аэропорт Петербурга

Пулково занимает четвертое место в России по объему пассажиропотока. Как же аэропорт справился с многочисленным наплывом команд и болельщиков мундиаля? Читать полностью

Городские мероприятия остановят движение транспорта в Петербурге

В праздничные дни отдыхающим автомобилистам стоит переквалифицироваться в пешеходов. А работающим - заранее побеспокоится о своем маршруте. Читать полностью

В центре Петербурга сарай пристроился к истории

На 8-й Советской улице, 4, самовольно построили двухэтажное заведение общественного питания, второй этаж которого сколотили из досок. Городские власти требуют снести этот архитектурный эксперимент. Читать полностью

Около «Лахта Центра» появится поликлиника

Строительство многопрофильного стационара одобрено властями Петербурга. Договоренность о создании учреждения была заключена на ПМЭФ-2018. Читать полностью

Петербургскую школу дзюдо имени Рахлина отреставрируют за 2,4 млн рублей

Смольный одобрил проведение ремонтных работ в образовательном учреждении имени Анатолия Рахлина. Именно этот тренер когда-то обучал президента России Владимира Путина. Читать полностью
Реклама
Мавританское послание | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В Юсуповском дворце на реке Мойке реставраторы завершили многолетний труд, вернув к жизни его жемчужину – Мавританскую гостиную. В процессе работы, которая велась по заказу и на средства комитета по использованию и охране памятников, мастера фактически спасли этот уникальный интерьер в восточном стиле.

– Всякий сколько-нибудь состоятельный человек конца XIX века имел в своем особняке мавританский зал – тогда это было просто данью моде, – объясняет хранитель дворца Валентина Набок. – Роскошь, удовольствие жизни, блеск золота ассоциировались с востоком. Для Юсуповых это подчеркивало еще и семейные корни: как известно, их род хранил благодарную память о своем восточном происхождении...

Свой нынешний вид Мавританская гостиная приобрела в конце XIX века благодаря архитектору Александру Степанову: он преобразил первоначальный облик зала, созданного в 1860-х годах талантливым предшественником Ипполитом Монигетти. Последний хозяин дворца Феликс Юсупов, известный в основном как организатор убийства Григория Распутина, уже будучи в эмиграции вспоминал: «Зал мне нравился восточным духом и негой. Частенько ходил я сюда помечтать».

– Когда мы начинали реставрацию, фронт работ был очень велик, – рассказал Николай Коротков, отвечающий за реставрационные работы. – Трещины были в мраморном полу и на стенах, «заваливалась» одна из колонн аркады, поддерживающих свод в центре зала, рассыпалась облицовка камина, изготовленная из оникса с резьбой под арабскую вязь. Потолочный декор в старинной технике пьер-картон отделился от основы, и нужно было найти способ восстановить его. Деревянные золоченые ажурные ставни тоже давно требовали реставрации: позолотный слой был сильно поврежден, дерево растрескалось...

Во время войны Мавританская гостиная пострадала от обстрела, затем была отреставрирована. Хотя, конечно же, о ее музейном использовании тогда можно было только мечтать. Долгое время в помещениях дворца работали кружки и клубы Дома учителя. Многие помещения просто сдавались в аренду различным организациям. Послевоенные фотографии свидетельствуют, что в Мавританской гостиной одно время даже помещалась чертежная мастерская... Но не только в этом причины того, что этот уникальный зал пришел в бедственное состояние.

– Когда на соседнем участке началось обследование грунтов и были сделаны шурфы, оказалось, что подвижка глубинных слоев для старинного здания на неглубоком фундаменте означает почти катастрофу, что и произошло с фундаментом Мавританской гостиной, – объяснила Валентина Набок. – Увы, средств на комплексную реставрацию долгое время найти не удавалось.

Теперь угроза миновала: произведены все необходимые работы, укреплены фундаменты. Реставраторы трудились допоздна и ночами – технологический процесс золочения, лепки затормозить невозможно. Работала команда от десяти до двадцати человек – художники, позолотчики, мраморщики, специалисты-краснодеревщики.

– Нам пришлось заниматься практически ювелирной ручной работой, – рассказал Николай Коротков. – Под мозаичный декор пола делали инъекции специальными растворами и только потом уже непосредственно занимались реставрацией. Работали щадящим методом: реставрационные вставки минимальны, для них использовался аналогичный итальянский мрамор. Приходилось нарезать его мелкими пластинками, собирая мозаику, и заделывать трещины. Самое главное: в интерьере мы постарались сохранить всю оригинальную отделку, которая дошла до нас через века.

Под восточной росписью стен реставраторов ждала удивительная находка – герб князей Юсуповых, графов Сумароковых-Эльстонов. Более того, их оказалось два, расположенных на противоположных стенах. Один из гербов Николай Коротков заметил во время ночной работы – в косом свете прожектора под слоем живописи. Чтобы подтвердить находку, цинковую пластину с росписью исследовали в Академии художеств, там удалось установить состав и возраст материалов, а наличие герба подтвердили с помощью рентгена.

Больших усилий потребовала реставрация бассейна с фонтаном в центре Мавританской гостиной. Изготовленный из цельного куска каррарского мрамора с резным восточным декором, он выглядел довольно неприглядно – в желтых подтеках, с пятнами ржавчины. Ее удаляли вручную специальными меловыми растворами. Кроме того, реставраторы заменили все водоподводящие механизмы с подсветкой, идущие к фонтану, поставили цинковые резервуары, новые насосы, оборудование.

Серьезная работа, по словам Короткова, была проведена по реставрации стен и потолков.

В некоторых случаях приходилось снимать живопись, делать тоньше штукатурный слой, потом укреплять стены и возвращать снятый фрагмент живописи на место. Художники-реставраторы и мастера позолотных работ не оставили без внимания ни один сантиметр. Укрепление, мастиковки, заделка трещин, восполнение утрат живописи и позолоты – вот перечень действий, за которым кроется кропотливый труд реставраторов.

При реставрации камина в одном из глубоких вентиляционных ходов мастера наткнулись на бутылку с запиской. Странное письмо, датированное 1936 годом, казалось, имело одну-единственную цель – сообщить о себе потомкам. А время продиктовало манеру и стиль.

«Мы знаменитые реставраторы и художники в царствование великого т. Сталина вождя нашего народа ремонтировали сию Мавританскую комнату. Работали и наслаждались своими трудами. Все трезвые, целомудренные и сознательные оправдывали свою эпоху искусства, любили в чем и расписались», – говорилось в записке (орфография оригинала сохранена).

Дальше перечислялись авторы послания, которые явно зашифровались. Один сообщал, что он «князь Тараканов лет ему 12 годков», другой – «великомученик Федор Доронин лет ему от роду 115», третий – «комсомолец, ядреный парень и новый строитель жизни Володимир Мишанкин 16 лет». Последней значилась «великомученица Мария роста мала но умом богата».

– Мы тоже замуровали послание потомкам, но только без изысков, по делу, – признался Николай Коротков. – В капсулу положили документы, чертежи и фотографии – полный комплект для будущих реставраторов. Надеюсь, его найдут лет через двести.


МЕЖДУ ТЕМ

Сегодня в 17.00 в Юсуповском дворце (наб. реки Мойки, 94) Санкт-Петербургский государственный театр «Мюзик-холл» представит концерт «Пуччини. Скерцо. Неизвестная партитура для симфонического оркестра. Первое исполнение в России». Концерт пройдет под эгидой IV Санкт-Петербургского международного культурного форума.

Центральным произведением программы станет недавно найденное скерцо Джакомо Пуччини. Произведение классика было передано в Центр изучения творчества Пуччини в Италии. Художественный руководитель Мюзик-холла Фабио Мастранджело провел переговоры с центром и получил право первого исполнения скерцо в России.

Концерт откроется вступительными речами директора Центра изучения творчества Джакомо Пуччини профессора Габриэлы Бьяджи Равенни и руководителя национального проекта по изданию всех сочинений композитора профессора Вирджилио Бернардони. В концерте также прозвучат и другие произведения Пуччини.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook