Маршрутами 2020-го. Что сулит петербуржцам грядущая транспортная реформа
Она должна стартовать в Петербурге с 15 июля будущего года. Намерения о переводе общественного транспорта от нерегулируемого режима к регулируемому городское правительство анонсировало еще несколько месяцев назад. Была предложена и конкретная схема маршрутов, которую должны задействовать с середины 2020 года. Чтобы реформа была реализована, нужно к ней готовиться, провести цепочку необходимых мероприятий. В частности, организовать конкурсы среди перевозчиков на обслуживание маршрутов. Однако механизм реформы пока не запущен.
ФОТО Сергея КУЛИКОВА/ИНТЕРПРЕСС
- Мы ждем основополагающего документа, который должен быть принят администрацией города. Только после этого можно организовывать конкурсы для перевозчиков и проводить другие сопутствующие реформе мероприятия, - сообщили нашей газете в ГУП «Организатор перевозок».
Как известно, нынешние договоры с коммерческими перевозчиками заключены на пять лет и их срок завершается в будущем июле. Конкурсы на обслуживание пассажиров после окончания действия нынешних контрактов необходимо проводить в любом случае.
- Транспортная реформа, анонсированная правительством Петербурга, имеет важнейшее значение для горожан. Пожалуй, впервые за последние десятилетия городская власть готовится сделать такой серьезный шаг на благо всех жителей: привести общественный транспорт к единому знаменателю, определить порядок его работы. Плюсы от такого шага очевидны. Во-первых, повышается безопасность на дорогах, а безопасность - самая главная характеристика для пассажирских перевозок. Во-вторых, снижается напряженность на дорогах и улучшается экологическая ситуация в мегаполисе. В-третьих, что особенно важно, весь транспорт становится доступен для льготных категорий населения, а различными льготами на проезд в нашем городе пользуется почти половина жителей, - считает эксперт редакции, руководитель Совета по транспортным проблемам Санкт-Петербургского научного центра РАН Олег Белый.
Аргументы, которые приводят в пользу реформы в Санкт-Петербургском центре РАН, как подчеркивается, научно обоснованы и получены на основе расчетов. Отмечается, что 42 процента поездок в общественном транспорте приходится на пассажиров-льготников: пенсионеров, инвалидов, студентов, школьников. Сейчас они либо вынуждены ждать муниципальный транспорт, либо садиться в маршрутку и нести дополнительные расходы. Кроме того, около двух миллионов горожан оплачивают проезд единой картой петербуржца или «Подорожником». В большинстве маршруток скидки по этим картам не действуют.
- Таким образом, если транспорт не перейдет на единый, регулируемый городской администрацией тариф, в той или иной мере ухудшится социальное положение абсолютного большинства горожан, - отмечает Олег Белый.
Другой аргумент: реформа предполагает выход на дороги вместо маршруток автобусов средней и большой вместимости. По расчетам, то же самое число пассажиров будет перевозить меньшее количество единиц транспорта - на 11 процентов, при этом суммарная провозная способность увеличится тоже на 11 процентов. Кроме того, планируется значительное усиление трамвайного и троллейбусного движения. В результате нагрузка на улично-дорожную сеть города в какой-то степени уменьшится. Зато улучшится экологическая ситуация, еще и за счет большего использования электрического транспорта.
«На дорогах прекратится конкуренция за деньги пассажира. Гонки маршруток, посадка-высадка пассажиров вторым и третьим рядом или в любом месте на дороге уйдут в прошлое. Автобусы будут следовать по маршруту с точным соблюдением интервалов движения», - заявляют авторы концепции транспортной реформы.
Положительные стороны этой реформы известны. Кстати, ее концепция обсуждена на общественных слушаниях в каждом из районов города.
Опубликована и предполагаемая маршрутная сеть, которая должна быть задействована с 15 июля 2020 года. Разумеется, этот документ еще дорабатывается, учитываются и пожелания жителей. Их можно адресовать в ГУП «Организатор перевозок», который является одним из разработчиков схемы маршрутов.
Однако есть и риски. К примеру, мы подробно рассказывали о возможных проблемах обеспечения транспортом Приморского района. После ликвидации маршруток связь с центром города будет осуществляться только посредством автобуса № 211 и электричек. Способен ли один автобус, и сегодня существующий, заменить несколько маршруток, подходящих к станциям метро «Черная речка» и «Площадь Ленина», - большой вопрос. При этом надежда на электрички довольно слабая. Они ходят редко, с большим перерывом в середине дня. И еще никто не сказал, что расписание будет пересмотрено. А на запрос из Приморского района гендиректор АО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» Виталий Григорьев ответил: «Размеры движения на участке Санкт-Петербург-Финляндский - Белоостров через Сестрорецк полностью соответствуют договору на транспортное обслуживание населения».
Немало вопросов по организации пассажирских перевозок по новой схеме и во всех других районах города.
- Риски существуют всегда, но важно сделать этот шаг, который наверняка приведет к цивилизованному решению вопроса с организацией движения общественного транспорта в Петербурге. Назову некоторые цифры. По расчетам, результатом транспортной реформы станет увеличение ежедневного пассажиропотока общественного наземного транспорта на 15 процентов. На 150 тысяч единиц должен сократиться поток индивидуального автотранспорта - часть автовладельцев пересядет на общественный транспорт. Уменьшится на 10 процентов среднее время поездки. Увеличится на 20% скорость городского транспорта. На 30 процентов снизится число ДТП с участием автобусов. Увеличится количество маршрутов с пиковым интервалом менее 11 минут - с 43 до 111, - утверждает руководитель Совета по транспортным проблемам РАН.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 244 (6597) от 26.12.2019 под заголовком «Маршрутами 2020-го».
Комментарии