Среди вагоновожатых XXI века выявили лучших

Трамвай остановился точно на белой финишной линии, да так плавно, что старушка в салоне (точнее, ее картонный манекен) даже не покачнулась. Трудно поверить, но столь высокий класс вождения демонстрируют молодые водители, отработавшие год-другой.

Среди вагоновожатых XXI века выявили лучших | Фото: Дмитрий Соколов

Фото: Дмитрий Соколов

А таких на петербургском конкурсе трамвайного профмастерства, который «Горэлектротранс» проводит по стандартам мирового чемпионата рабочих профессий WorldSkills, в нынешнем году примерно две трети.

Работники этого предприятия называют трамвай самым безопасным видом транспорта, и не без оснований, хотя двигаться в плотном потоке да по старым узким улочкам города ему очень тяжело.

«Многие автомобилисты его и за транспорт, как видно, не считают, создавая тяжелые ситуации на дорогах, - сетует Игорь Скударнов, один из участников конкурса. - А ведь есть перекрестки, где в месте пересечения наших путей с троллейбусными теряется контакт с сетью. И если там остановиться, чтобы предотвратить аварию, придется высаживать пассажиров и вызывать аварийку».

В таких ситуациях спасает лишь мастерство, которое продемонстрировали нынче 18 финалистов конкурса «Лучший водитель трамвая». Он проводится ежегодно в рамках федеральной программы по повышению безопасности дорожного движения и второй год - в соответствии с более сложными правилами ассоциации WorldSkills, при которых профессионализм оценивается по ее балльной системе.

Почти километровый рельсовый путь, по которому «степенные» обычно вагоны пускаются в бег с препятствиями, расположен на территории 7-го трамвайного парка. В первый день турнира конкурсанты, сдав технические и «правилодорожные» тесты, проезжают три круга и показывают свои навыки (от умелого осмотра подвижного состава на старте до обесточивания вагона на финише). А назавтра, опять облачившись в элегантные мундиры, демонстрируют еще и свои манеры, то есть культуру обслуживания.

«На этом участке, - комментирует Роман Пеньков, главный эксперт соревнований, - водитель вслепую, при заклеенном спидометре, выбирает нужную скорость, ориентируясь на знаки. А вон там вдоль трассы стоят датчики, видите? Они фиксируют движение 20-тонного вагона, и по команде автоматики загорается определенный светофор, а вагоновожатый должен среагировать и выполнить экстренное плавное торможение. Справится - заработает большое количество баллов».

Обеспечить безопасность картонной старушки, которую трамвайщики нарекли Марьей Ивановной, при этом тоже непросто. Но за все годы состязаний задание «Сбереги бабушку», уместное в Петербурге как нигде, не завалил ни один конкурсант.

«Даже в новых районах, где много пассажирского транспорта, пожилые петербуржцы не променяют трамвай ни на что, - с видимым удовольствием говорит Василий Сотников, директор трамвайного парка № 7. - Тем более что на маршруты сегодня выходят комфортные вместительные подвижные составы».

Двух- и трехсекционные трамваи, впрочем, в конкурсе не участвуют. Как и устаревшие модели: на городских дорогах таковых просто не осталось, их можно увидеть сегодня только в Музее городского электрического транспорта. Так что для подготовки к всероссийским трамвайным турнирам, проходящим раз в два года, участникам приходится иной раз обкатывать таких «старичков», которые продолжают трудиться в других городах.

«Но это не сложнее, чем освоить напичканный электроникой новый трамвай, - добавляет Роман Пеньков, - вроде тех, которые наше предприятие получило перед чемпионатом мира по футболу».

Молодым транспортникам «оседлать» их куда проще. Потому и средний возраст участников конкурса, представляющих шесть трамвайных парков, снижается: в этом году он не превысил и тридцати лет. 

Материал был опубликован в газете под № 095 (6204) от 30.05.2018 под заголовком «Мариванна не шелохнулась».

#транспорт #трамвай #WorldSkills #профессия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (6204) от 30.05.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.