Среди вагоновожатых XXI века выявили лучших

Трамвай остановился точно на белой финишной линии, да так плавно, что старушка в салоне (точнее, ее картонный манекен) даже не покачнулась. Трудно поверить, но столь высокий класс вождения демонстрируют молодые водители, отработавшие год-другой.

Среди вагоновожатых XXI века выявили лучших | Фото: Дмитрий Соколов

Фото: Дмитрий Соколов

А таких на петербургском конкурсе трамвайного профмастерства, который «Горэлектротранс» проводит по стандартам мирового чемпионата рабочих профессий WorldSkills, в нынешнем году примерно две трети.

Работники этого предприятия называют трамвай самым безопасным видом транспорта, и не без оснований, хотя двигаться в плотном потоке да по старым узким улочкам города ему очень тяжело.

«Многие автомобилисты его и за транспорт, как видно, не считают, создавая тяжелые ситуации на дорогах, - сетует Игорь Скударнов, один из участников конкурса. - А ведь есть перекрестки, где в месте пересечения наших путей с троллейбусными теряется контакт с сетью. И если там остановиться, чтобы предотвратить аварию, придется высаживать пассажиров и вызывать аварийку».

В таких ситуациях спасает лишь мастерство, которое продемонстрировали нынче 18 финалистов конкурса «Лучший водитель трамвая». Он проводится ежегодно в рамках федеральной программы по повышению безопасности дорожного движения и второй год - в соответствии с более сложными правилами ассоциации WorldSkills, при которых профессионализм оценивается по ее балльной системе.

Почти километровый рельсовый путь, по которому «степенные» обычно вагоны пускаются в бег с препятствиями, расположен на территории 7-го трамвайного парка. В первый день турнира конкурсанты, сдав технические и «правилодорожные» тесты, проезжают три круга и показывают свои навыки (от умелого осмотра подвижного состава на старте до обесточивания вагона на финише). А назавтра, опять облачившись в элегантные мундиры, демонстрируют еще и свои манеры, то есть культуру обслуживания.

«На этом участке, - комментирует Роман Пеньков, главный эксперт соревнований, - водитель вслепую, при заклеенном спидометре, выбирает нужную скорость, ориентируясь на знаки. А вон там вдоль трассы стоят датчики, видите? Они фиксируют движение 20-тонного вагона, и по команде автоматики загорается определенный светофор, а вагоновожатый должен среагировать и выполнить экстренное плавное торможение. Справится - заработает большое количество баллов».

Обеспечить безопасность картонной старушки, которую трамвайщики нарекли Марьей Ивановной, при этом тоже непросто. Но за все годы состязаний задание «Сбереги бабушку», уместное в Петербурге как нигде, не завалил ни один конкурсант.

«Даже в новых районах, где много пассажирского транспорта, пожилые петербуржцы не променяют трамвай ни на что, - с видимым удовольствием говорит Василий Сотников, директор трамвайного парка № 7. - Тем более что на маршруты сегодня выходят комфортные вместительные подвижные составы».

Двух- и трехсекционные трамваи, впрочем, в конкурсе не участвуют. Как и устаревшие модели: на городских дорогах таковых просто не осталось, их можно увидеть сегодня только в Музее городского электрического транспорта. Так что для подготовки к всероссийским трамвайным турнирам, проходящим раз в два года, участникам приходится иной раз обкатывать таких «старичков», которые продолжают трудиться в других городах.

«Но это не сложнее, чем освоить напичканный электроникой новый трамвай, - добавляет Роман Пеньков, - вроде тех, которые наше предприятие получило перед чемпионатом мира по футболу».

Молодым транспортникам «оседлать» их куда проще. Потому и средний возраст участников конкурса, представляющих шесть трамвайных парков, снижается: в этом году он не превысил и тридцати лет. 

Материал был опубликован в газете под № 095 (6204) от 30.05.2018 под заголовком «Мариванна не шелохнулась».

#транспорт #трамвай #WorldSkills #профессия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (6204) от 30.05.2018.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.

Киевское спешит к Гатчине
21 Мая 2015

Киевское спешит к Гатчине

Полным ходом идет сегодня реконструкция Киевского шоссе, в результате которой дорога должна стать шире и безопаснее. Пока же ремонт провоцирует пробки...

Чем дышат Коломяги
10 Декабря 2014

Чем дышат Коломяги

Два асфальтобетонных завода (АБЗ), мебельное производство и другие не озонирующие атмосферу предприятия  расположились в Коломягах посреди жилых кварталов.