Среди вагоновожатых XXI века выявили лучших
Трамвай остановился точно на белой финишной линии, да так плавно, что старушка в салоне (точнее, ее картонный манекен) даже не покачнулась. Трудно поверить, но столь высокий класс вождения демонстрируют молодые водители, отработавшие год-другой.
Фото: Дмитрий Соколов
А таких на петербургском конкурсе трамвайного профмастерства, который «Горэлектротранс» проводит по стандартам мирового чемпионата рабочих профессий WorldSkills, в нынешнем году примерно две трети.
Работники этого предприятия называют трамвай самым безопасным видом транспорта, и не без оснований, хотя двигаться в плотном потоке да по старым узким улочкам города ему очень тяжело.
«Многие автомобилисты его и за транспорт, как видно, не считают, создавая тяжелые ситуации на дорогах, - сетует Игорь Скударнов, один из участников конкурса. - А ведь есть перекрестки, где в месте пересечения наших путей с троллейбусными теряется контакт с сетью. И если там остановиться, чтобы предотвратить аварию, придется высаживать пассажиров и вызывать аварийку».
В таких ситуациях спасает лишь мастерство, которое продемонстрировали нынче 18 финалистов конкурса «Лучший водитель трамвая». Он проводится ежегодно в рамках федеральной программы по повышению безопасности дорожного движения и второй год - в соответствии с более сложными правилами ассоциации WorldSkills, при которых профессионализм оценивается по ее балльной системе.
Почти километровый рельсовый путь, по которому «степенные» обычно вагоны пускаются в бег с препятствиями, расположен на территории 7-го трамвайного парка. В первый день турнира конкурсанты, сдав технические и «правилодорожные» тесты, проезжают три круга и показывают свои навыки (от умелого осмотра подвижного состава на старте до обесточивания вагона на финише). А назавтра, опять облачившись в элегантные мундиры, демонстрируют еще и свои манеры, то есть культуру обслуживания.
«На этом участке, - комментирует Роман Пеньков, главный эксперт соревнований, - водитель вслепую, при заклеенном спидометре, выбирает нужную скорость, ориентируясь на знаки. А вон там вдоль трассы стоят датчики, видите? Они фиксируют движение 20-тонного вагона, и по команде автоматики загорается определенный светофор, а вагоновожатый должен среагировать и выполнить экстренное плавное торможение. Справится - заработает большое количество баллов».
Обеспечить безопасность картонной старушки, которую трамвайщики нарекли Марьей Ивановной, при этом тоже непросто. Но за все годы состязаний задание «Сбереги бабушку», уместное в Петербурге как нигде, не завалил ни один конкурсант.
«Даже в новых районах, где много пассажирского транспорта, пожилые петербуржцы не променяют трамвай ни на что, - с видимым удовольствием говорит Василий Сотников, директор трамвайного парка № 7. - Тем более что на маршруты сегодня выходят комфортные вместительные подвижные составы».
Двух- и трехсекционные трамваи, впрочем, в конкурсе не участвуют. Как и устаревшие модели: на городских дорогах таковых просто не осталось, их можно увидеть сегодня только в Музее городского электрического транспорта. Так что для подготовки к всероссийским трамвайным турнирам, проходящим раз в два года, участникам приходится иной раз обкатывать таких «старичков», которые продолжают трудиться в других городах.
«Но это не сложнее, чем освоить напичканный электроникой новый трамвай, - добавляет Роман Пеньков, - вроде тех, которые наше предприятие получило перед чемпионатом мира по футболу».
Молодым транспортникам «оседлать» их куда проще. Потому и средний возраст участников конкурса, представляющих шесть трамвайных парков, снижается: в этом году он не превысил и тридцати лет.
Материал был опубликован в газете под № 095 (6204) от 30.05.2018 под заголовком «Мариванна не шелохнулась».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 095 (6204) от 30.05.2018.
Комментарии