Мариинский в опасности? Выходы из метро «Театральная» стали темой для спора
Станцию метро «Театральная» в Петербурге ждут давно. И хотя откроют ее еще не скоро, по нынешним планам, в 2025 году, прокладка подземки к Мариинскому театру и Консерватории постоянно на слуху. На днях в очередной раз возник вопрос о расположении будущих выходов из метро. По планам, их два: на Лермонтовский проспект и непосредственно на Театральную площадь.
ФОТО Марии ШЕРИХ
Однако окончательное решение пока не принято, строительство каждого из названных выходов связано с проблемными моментами. Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев вообще заявил, что Театральной площади выход из метро не нужен. Мол, во-первых, это исказит исторический облик площади, известной всему миру благодаря Мариинскому театру, а во-вторых, может поставить под угрозу сохранность исторической сцены. «Историческое здание Мариинского театра – не то, чем можно рисковать», – говорит маэстро.
Риски упомянуты не случайно. Как сообщили в театре, в здании появились трещины. Возможно, их появление связано с работами по прокладке линии метро от станции «Спасская» до будущей станции «Горный институт», которая строится на Васильевском острове. Промежуточная между ними – «Театральная». Однако, хотя запуск движения по ветке запланирован на 2022 год, «Театральную» в течение двух-трех лет поезда будут проходить без остановки – до сооружения выходов наверх.
Тоннели от «Спасской» до «Горного института» уже проложены, за исключением небольшого отрезка. В данный момент ведутся работы по сооружению центрального зала подземного вестибюля «Театральной». Эти работы и рассматривают как одну из причин появления трещин в историческом здании театра. В администрации города отнеслись к проблеме со всей серьезностью.
«Недавно появилась информация о том, что просадки грунтов могут быть неконтролируемыми и связаны с проходкой центрального зала станции. Мы с особым вниманием отнеслись к этой ситуации и специально, для дополнительного изучения данного вопроса, организовали технический совет с участием представителей Горного университета, проектных организаций, профильных комитетов администрации Санкт-Петербурга и ОАО «Метрострой». Специалисты и эксперты совета внимательно проанализируют всю имеющуюся информацию», – пояснил вице-губернатор Максим Соколов.
Впрочем, могут быть и другие причины возникновения трещин в здании – тем более таком старинном. Как известно, после ввода в строй Второй сцены Мариинки театр планировал провести реконструкцию исторического здания, которое капитально не ремонтировалось многие десятилетия. Заметим, фундамент здания пытались укрепить еще в советские времена за счет внедрения дополнительных свай со стороны Крюкова канала.
– Хорошо, что администрация города создала специальный совет по изучению вопроса. Нужно оценить все причины. Но я бы не связывал появление трещин с прокладкой метро. Грунты в районе Театральной площади действительно слабые, но это касается поверхностного слоя. А метростроители работают на большой глубине в зоне кембрийских глин, там все устойчиво. Кроме того, современные технологии позволяют вести подземные работы, не допуская просадок грунта. Тем не менее все надо просчитывать. Оценку дадут специалисты, – отметил руководитель тоннельной ассоциации «Северо-Запад» Сергей Алпатов.
В ОАО «Метрострой» нашей газете подтвердили, что на глубине 60 метров ведутся работы по сооружению центрального зала подземного вестибюля станции. Хотя и отметили, что располагается он не под зданием театра, а на некотором отдалении – в сторону улицы Декабристов.
– Организована система мониторинга за зданиями на площади и по улице Декабристов. Размещены датчики, за счет которых могут быть обнаружены любые, даже в несколько миллиметров, просадки грунта. Кстати, на улице Декабристов в превентивном порядке мы проводили специальные работы по усилению фундамента одного из зданий. Данные мониторинга показывают, что отклонений от нормы сегодня нигде нет. При этом «Метрострой» ведет работы с использованием безосадочных технологий. При сооружении на Театральной площади в 2016 году вертикального ствола шахты, через которую подаются материалы и производится выемка грунта, применялись буросекущие сваи, которые служили защитой от осадок. Технология опережающего бурения, которая также относится к безосадочным, используется и при сооружении подземного вестибюля станции «Театральная», – сообщила нашей газете специалист ОАО «Метрострой» Екатерина Гигиняк.
Важность четкого соблюдения правил безосадочных технологий при подземных работах в историческом центре города отметил и эксперт редакции Валерий Кузнецов, несколько десятилетий возглавлявший управление механизации «Метростроя».
– При прокладке наклонного хода станции «Адмиралтейская», выход из которой решили соорудить в плотной исторической застройке, были допущены просадки не более 20 миллиметров. Что абсолютно нормально, без просадок метро не строится, но они должны быть минимальными. Другое дело, что работы должны вести опытные специалисты, которых в петербургском метростроении становится все меньше. Приезжают работать вахтовым методом рабочие из других городов, а нам нужно сохранять свои кадры. Что же касается сооружения выхода на Театральной площади, то вести прокладку наклонного хода необходимо проходческим щитом, тогда просадки будут минимальными, – считает Валерий Кузнецов.
Впрочем, в администрации города подчеркивают, что первым планируют соорудить наклонный ход не на Театральной площади, а у Лермонтовского проспекта.
«К работам по наклонным ходам и наземным вестибюлям «Театральной» еще не приступали. Хотел бы сказать, что мы приняли решение в первую очередь реализовать вестибюль, который будет расположен далеко от здания Мариинского театра – со стороны Лермонтовского проспекта. А что касается вестибюля со стороны Театральной площади, то здесь все решения по нему будут приниматься с учетом мнения той экспертной группы, которая уже приступила к работе», – отмечается в комментарии вице-губернатора Максима Соколова.
Сооружение выхода на Лермонтовский проспект, конечно, выглядит более безопасным для окружающей застройки, хотя и здесь много исторических зданий, включая Большую хоральную синагогу. Однако там другая проблема. Выход планируется соорудить на месте здания дома быта, не имеющего исторической архитектурной ценности, но принадлежащего частному владельцу. С ним придется договариваться о цене вопроса. При этом второй выход станции «Театральная», непосредственно на площадь, тоже нужен: район этот плотно заселен, а кроме того, о любителях оперы и балета и студентах Консерватории не следует забывать.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 143 (6741) от 14.08.2020 под заголовком «Метрополитен – Опера».
Комментарии