Марафон крупных дел. Как завершили минувший год петербургские строители

Минувший год был для строительного комплекса Петербурга не самым обычным. В 2024‑м в городе стартовал целый ряд крупных проектов, а по начатым ранее (скажем, сооружение трамвайной линии «Славянка») удалось заметно продвинуться. Тем не менее по некоторым позициям, включая ввод готового жилья, есть определенное отставание. И все же в целом работа представителей отрасли заслуживает похвалы. Их стараниями в Северной столице появилось как никогда много новых социальных объектов, адресная инвестпрограмма (АИП) вышла на рекордный уровень 115,1 млрд рублей. А по вводу объектов недвижимости в рамках крупных инвестиционных проектов наблюдается двукратный рост.

Марафон крупных дел. Как завершили минувший год петербургские строители | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Смольный, как известно, собирается превратить Петербург в мегаполис XXI века. Ставит эту задачу городская власть и перед строительным комплексом, увязав с ней параметры обновленного генплана. На решение такой задачи направлена также долгосрочная программа «10 приоритетов развития города».

Судя по всему, движение в этом направлении происходит, но оно требует много времени, сил и средств. Хотя отдельных успехов строители все же добились. Так, по официальным данным, в 2024‑м они ввели в строй на территории Северной столицы 118 детсадов, школ и поликлиник — значительно больше, чем прежде.

Львиная доля таких объектов появилась за счет внебюджетных источников, а в рамках АИП было построено 37 из них. В этот перечень вошли восемь детсадов, шесть школ и один колледж, два спортивных объекта и шесть медицинских, досуговые центры, бассейны и др. Такой рывок и работа двух-трех предыдущих лет позволили покончить с нехваткой в городе социальных объектов. И теперь по мере роста новых жилых массивов развиваются и такая инфраструктура. Это стало незыблемым правилом, уверяют чиновники.

Планы застройщиков рассмат­ривает градостроительная комиссия. Она решает такие вопросы комплексно, добиваясь сбалансированного развития мегаполиса, отмечает Игорь Креславский, глава городского комитета по строительству. На основании представленных там документов намечается возвести в скором времени еще 13 детсадов, девять школ, две поликлиники и восемь кабинетов врачей-терапевтов, а также выполнить на многих действующих объектах текущий и капитальный ремонт.

Правда, планку по вводу жилой недвижимости в новостройках Петербурга федеральный центр снижает. Отчасти поэтому, будем справедливы, удалось устранить дефицит социалки. По итогам года в городе появилось 986 новых домов на 55 тысяч квартир. Для сравнения: в 2023‑м застройщики ввели 1,3 тысячи домов разной этажности на 79,1 тысячи квартир, а общая площадь возведенного жилья превысила 3,5 млн кв. метров.

С другой стороны, растут инвестиции в основной капитал, что отрадно. Итоги года по этой части Смольный пока не подбил. Известно лишь, что за девять месяцев они выросли по сравнению с тем же периодом 2023‑го на 20 % и тенденция сохранилась. Этот годовой показатель может составить 1,3 трлн рублей, считает Иван Складчиков, возглавляющий городской комитет по инвестициям. А это примерно на 100 млрд рублей больше, чем годом ранее.

Объем инвестиций в основной капитал увеличился в транспортно-логистической сфере, при операциях с недвижимостью и в обрабатывающем производстве. А чиновники сопровождают продвижение таких проектов на разных этапах, обеспечив инвесторам единое окно для получения ими необходимых сведений и госуслуг. Смольный разработал также комплекс мер по поддержке деловой активности, улучшению условий ведения бизнеса в регионе, подчеркивает глава комитета.

Все это помогает осуществлять (в рамках государственно-частного партнерства) знаковые для Петербурга начинания. К числу таких стратегически важных проектов, которые можно назвать локомотивами развития города, относится строительство Большого Смоленского моста, широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), трамвайной линии «Славянка» города-спутника Южный и др. Погодные условия способствовали в 2024‑м тому, чтобы сделать в этих направлениях как можно больше, говорит Евгений Варов, врио председателя КРТИ.

Причем сказанное относится не только к инфраструктуре для наземного транспорта. Своей чередой идут и работы по расширению сети метрополитена. На финише года метростроевцы ввели в строй станцию «Горный институт», одну из самых глубоких в городе, с большой пропускной способностью — около 100 тысяч пассажиров в день.

Проект по сооружению нового морского терминала в глубоководном порту Бронка получил статус стратегически важного. На острове Вольный идет обновление портовых мощностей одной из крупных стивидорных компаний Северо-Запада страны. Там же, в акватории Большого порта, продолжается «марафон» по модернизации Петербургского нефтяного терминала.

Статус масштабного инвестиционного проекта позволяет промышленным компаниям, чьи проекты его обрели, почти бесплатно арендовать участки для строительства своих объектов (по цене рубль за квадратный метр). Да и в целом заметное развитие получили за последний год предприятия, продукция которых наиболее востребована. Это заводы, выпускающие машиностроительную продукцию и другие изделия, не уступающие зарубежным аналогам, лекарственные препараты и медтехнику, гражданские беспилотники и др.

Вот-вот стартует важный проект по созданию (в рамках федерального проекта «Пять морей и озеро Байкал») на территории бывшей промзоны «Горская» всесезонного морского курорта. Город не просто выделил для этого существенный участок (160 га). Смольный провел также большую подготовительную работу и подтягивает инвестиции для строительства там инженерной инфраструктуры. А газовикам выделил дополнительно шесть земельных участков для проектирования и сооружения новых автозаправок, а еще два намерен предоставить в ближайшее время.

Преобразования затронули и Кронштадт, где создается новый кластер «Остров фортов», добавляет Складчиков. Это крупный федеральный проект, куда направлены значительные бюджетные средства. А попутно в этом островном городе продолжаются работы по расширению улично-дорожной сети, строительству новых ЖК, обновлению коммуникаций, благоустройству набережных и т. д.

Город не оставляет бизнес, во­влеченный в такие проекты, один на один с проблемами, а помогает их решать. По уровню информационной поддержки инвесторов и развитию ресурсов, ориентированных на их деятельность, Петербург входит в число регионов-лидеров по стране. Один из ресурсов, знакомящий бизнес со свободными городскими участками, синхронизирован при участии Минэкономразвития РФ с инвестиционной картой России.

Этому предшествовала длительная работа по корректировке генплана города и принятию документа в новой редакции, напомнила Юлия Киселева, председатель комитета по градостроительству и архитектуре. Смольный утвердил проекты планировки территории, подготовленные на базе генплана, благодаря чему смог запустить или продолжить многие масштабные начинания. Включая развитие промышленных зон, строительство ШМСД, технологической долины «ИТМО Хайпарк» и многие другие. Учитывая, что в прошлом году на федеральном уровне появилось много новаций, связанных с градостроительством, пришлось срочно внести изменения в региональное законодательство. И нормотворческая работа продолжается. Она касается нового порядка утверждения программ комплексного развития территорий и других важных направлений деятельности.

Приоритетное развитие при этом получит строительство жилья и объектов социального назначения, проектирование и сооружение новых линий метро, развитие транспортного каркаса города, реконструкция ряда крупных городских магистралей. Большие усилия предстоит также направить на работу по реализации стартовавших мегапроектов, рассказал вице-губернатор Николай Линченко, курирующий в правительстве Петербурга строительный блок.

Читайте также:

Зона больших инвестиций: петербургская бизнес-площадка с преференциями для «умного» бизнеса вошла в тройку лучших в стране

Ускорение на финише года. Декабрь стал результативным для петербургских строителей


#строители #инфраструктура #итоги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (7833) от 24.01.2025 под заголовком «Марафон крупных дел».


Комментарии