Путь к Восточному скоростному радиусу в Петербурге лежит через снос

Проект первого этапа Восточного скоростного радиуса выставлен на общественные слушания. Под снос хотят отдать почти сотню зданий, среди которых с десяток дореволюционных. А одна из главных развязок предусмотрена с Новоизмайловским проспектом, полноценно построить который не удастся, поскольку он упрется в Митрофаньевское кладбище.

Путь к Восточному скоростному радиусу в Петербурге лежит через снос | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Под ногами хрустит щебенка; вдали, за гаражами, горизонт рассекает эстакада ЗСД. Там, у развязки с Благодатной улицей, начнет свой путь новая широтная магистраль. Она почти повторит маршрут Окружной железной дороги, пройдя чуть к югу от нее. Новое шоссе затронет опустевшую воинскую часть со списанной техникой. Пересечет выемку, оставшуюся от разобранной Варшавской железной дороги (местами эта выемка уже превратилась в пруд). 

С железнодорожной насыпи удобно смотреть на то, чего скоро уже не будет. Вот дом (№1), с которого ныне начинается Варшавская улица. Это шестиэтажное кирпичное здание позднесоветской постройки намерены сравнять с землей, так что управлению вневедомственной охраны придется подыскивать себе новый офис. А на Московском проспекте (дом №135, что перед железнодорожным путепроводом сталинской эпохи) сносу подлежит сильно перестроенное дореволюционное здание, которое ныне используется под торговлю. Бизнес-центры, цеха, подстанции — попавшие в коридор строительства скоростной дороги здания и сооружения собираются изъять вместе с участками для государственных нужд. Разумеется, выплатив компенсацию владельцам.

Под ковш экскаватора хотят отправить и сохранившие свой облик дореволюционные постройки — практически все они находятся за пределами зон охраны и сносу их закон не препятствует. Самое ценное из таких зданий — бывшее станционное депо (Рощинская улица, 1). Эта длинная нарядная постройка в кирпичном стиле, очевидно, охранялась бы как памятник, если бы находилась не в таком глухом месте. А так — увы...

Судя по проекту планировки, депо мешает построить развязку ВСР с перспективным продолжением Новоизмайловского проспекта — одну из трех на первом этапе трассы (участок от ЗСД до Витебского проспекта, по которому и объявлены общественные слушания).

Любопытно при этом, что перспективы пробивки самого Новоизмайловского туманны. Провести дорогу на север, до Обводного канала (как планировалось в советские времена), по закону, нельзя: на пути — Митрофаньевское кладбище, охраняемое как объект культурного наследия. «Эта идея похоронена благодаря позиции многих горожан», — сказал «СПб ведомостям» заместитель председателя Санкт-Петербургского Митрофаниевского союза Илья Попов.

Впрочем, профессор кафедры транспортных систем СПб ГАСУ Андрей Горев в комментарии нашей газете высказал мнение, что основной поток транспорта с развязки новой магистрали с Новоизмайловским проспектом будет уходить на Митрофаньевское шоссе. Поэтому не принципиально, смогут пробить Новоизмайловский до Обводного канала или нет. «Больше развязок делать не нужно, чтобы не перегружать центр города», — добавил эксперт.

На площадке завода «Электросила» к востоку от Московского проспекта снесут северную часть огромного цеха — эта постройка относится к концу XIX века. Большая же часть отведенных под снос старинных зданий — более десятка — расположена в другой части скоростной дороги, у будущей ее развязки с Витебским проспектом. Они стоят на Парковой улице в закрытом недавно военном городке, созданном в советские времена на территории Офицерской воздухоплавательной школы, а также на территории производственного объединения «Мобильные краны». В основном это одно-двухэтажные краснокирпичные постройки. Отметим, что в городке также есть пять памятников архитектуры — их должны сохранить.

Градозащитников тревожат планы по сносу старинных зданий. «Наиболее ценное, что может пострадать, это Офицерская воздухоплавательная школа. Хотя приговорили к сносу, условно говоря, казарменные здания, некоторые из них имеют вполне приличный вид», — полагает Илья Попов.

«Ради исторически и архитектурно ценных построек требуется тщательное обсуждение и корректировка документации, когда это необходимо», — сказал «Санкт-Петербургским ведомостям» зампред ВООПИиК Александр Кононов.

Стоит отметить, что изначально скоростное шоссе должно было пройти не с южной стороны от Окружной железной дороги, а с северной. И тогда демонтаж затронул бы еще больше исторических зданий. Но, как мы уже рассказывали, были внесены поправки в генеральный план, и фирма «Стройпроект» подготовила проект планировки территории уже с их учетом.

В комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) нашей газете сообщили, что дорога будет строиться по отдельным этапам. Но за какой из них примутся раньше, пока неясно. «Этот вопрос будет решаться в процессе дальнейшего проектирования объекта», — уточнили в КРТИ.

#Восточный скоростной радиус #снос #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (6263) от 06.09.2018 под заголовком «Магистральный снос».


Комментарии