Магистральное направление развития. «СПб ведомости» отвечают на вопросы читателей
Услышал новость, и сердце закололо. Государство планирует построить высокоскоростную железнодорожную магистраль от Петербурга до Москвы, которая позволит сократить время в пути между столицами до немногим более двух часов. В Москве дорога будет начинаться на Ленинградском вокзале, в Петербурге, соответственно, на Московском.
ФОТО Pixabay
В 1990‑е ради этой дороги снесли детсад на Лиговском проспекте, в который меня водили ребенком. Ради нее подвергли опасности разрушения дом Перцова — памятник архитектуры, когда уничтожили строения, «подпирающие» его со стороны вокзала.
Да, все это произошло давным-давно. Хочу напомнить петербуржцам, что решение о строительстве скоростной магистрали было принято еще в 1991 году. Тогда‑то и снесли здания, которые мешали проекту. Помните, как в городе появилась «реликвия» — самая дорогая в мире яма-котлован, которую как раз и выкопали на месте моего детсада?
Проект тогда прочно завис. А потом и котлован объявили вне закона. Если я ничего не путаю, даже возбудили уголовное дело (не знаю, чем оно кончилось). В конце концов на месте ямы (то есть на месте предполагаемого начала скоростной магистрали) поставили циклопическую «Галерею». Я помню, как весь город обсуждал облик и само расположение нового торгового комплекса.
Теперь‑то он вроде вписался в облик Лиговского проспекта. И статуи на его фасаде стали привычными. Как будто так было всегда. И я привык. Но все же время от времени с ностальгией и некоторой досадой вспоминаю свой детсад.
Теперь вот вернулись к идее магистрали. Она, конечно, нужна, как нужны все дороги: чем больше, тем лучше. Но я все думаю, насколько легче было бы построить сейчас эту дорогу, если бы «Галереи» не было, а было бы свободное место для транспортного узла. Тогда бы я знал, что мой садик «погиб» не зря.
Помнится, горожане предлагали именно такой вариант: засыпать яму и «законсервировать» место для будущего развития Московского вокзала. А пока — до поры до времени — соорудить что‑нибудь, что можно быстро убрать. Предлагали сделать парковку.
И вот время пришло… И фатально застроенным оказался не только Лиговский проспект, но и микрорайон, примыкающий к вокзалу с другой стороны — со стороны Гончарной. Вокруг восстановленного Феодоровского храма возник новый жилой комплекс… Не сносить же теперь все настроенное!
Б. Г. МАТВЕЕНКО, ныне москвич
ОТ РЕДАКЦИИ.
История, конечно, не терпит сослагательного наклонения. Ей не нравятся выражения «если бы да кабы»… Но эмоции нашего читателя понятны. И вызывают сочувствие. Действительно, эта конкретная история должна научить и горожан, и власти долгосрочному, перспективному планированию, видению далекого будущего, которое когда‑нибудь непременно наступит: раньше или позже. И если уж для дальнейшего развития нужно будет место, то хорошо бы, чтоб оно было.
Что касается новой магистрали, то, как слышно, новый вокзал для нее построят на задворках Лиговского проспекта, за садом Сан-Галли, примерно там, где сейчас проходит улица Черняховского. Более точно пока говорить рано.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (7500) от 13.09.2023 под заголовком «Магистральное направление развития».
Комментарии