Магазины Петербурга: битва за свободные квадратные метры началась

Торговые центры и стрит-коридоры, как теперь именуют крупные улицы и проспекты Петербурга, уверенно заполняют магазинами. Вакантных площадей становится все меньше, и, как уверяют эксперты, в наступившем году борьба за квадратные метры активизируется.

Магазины Петербурга: битва за свободные квадратные метры началась | Иллюстрация 1000-Words/shutterstock.com

Иллюстрация 1000-Words/shutterstock.com

Покупательская пассивность

Согласно исследованиям аналитической компании JLL, на сегодня возможности развития ретейлеров в Петербурге ограничены. Более чем в половине существующих качественных торговых центров (54%) на данный момент свободно менее 1% площадей. На фоне того, что в 2018-м в северной столице был введен лишь один крупный торговый объект - вторая очередь Outlet Village Pulkovo (6,7 тыс. кв. м), - доля вакантных площадей в качественных торговых центрах города за четвертый квартал 2018 года упала с 3,9% до 3,1%.

«В течение всего минувшего года мы наблюдали превышение объема открытий магазинов одежды и аксессуаров, обуви и кожгалантереи над закрытиями, и по итогам года оно достигло 39%, исходя из площади магазинов. Это больше, чем в 2017 году, несмотря на меньший выбор помещений на рынке, что свидетельствует об устойчивом восстановлении данного сегмента после кризисного периода, - объясняет руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Владислав Фадеев. - При этом наибольшую активность проявлял fashion-сегмент с относительно демократичными ценами. Это обусловлено низким темпом роста доходов населения, которые увеличились всего на 1,6% в Петербурге и сократились на 1,4% в Ленинградской области за январь - ноябрь 2018 года».

«Супер-мега-гиперы»

Среди открытых в последние три месяца прошлого года и анонсированных к скорому запуску арендаторов выделяют Uniqlo в ТРК «Европолис», «Глобус» в ТРК «Сити Молл», Moss Moda в ТК «Питер», а также большое количество магазинов одежды в составе «Китай-города» в ТРК «Континент на Бухарестской».

«Дальнейшее сокращение объема и доли вакантных площадей ожидается и в 2019 году, - отмечает руководитель петербургского направления торговой недвижимости компании JLL Юлия Чернышева. - За исключением недавно введенных объектов, где помещения в ТЦ пустуют вследствие определенных планировочных недочетов или недостаточно эффективного управления. Именно такие торговые центры могут быть подвергнуты модернизации в ближайшие годы. Сейчас хороший период для качественных изменений в торговых центрах, так как конкуренция со стороны новых проектов минимальна».

На втором месте по открытию магазинов после сегмента одежды стоит электроника. Высокая доля этого сегмента в открытиях и закрытиях ушедшего года связана прежде всего с заменой Media Markt на других арендаторов. Кроме того, в числе знаковых событий последнего квартала 2018 года эксперты отмечают открытие магазинов DNS в ТРЦ «Питерлэнд» и «Эльдорадо» в ТРЦ «Монпансье».

Взвешенный прогноз

На 2019 год в северной столице анонсирован ввод трех торговых комплексов совокупной площадью 52,9 тыс. кв. м. Есть еще ряд объектов, которые могут появиться в 2020 году. Однако это будет зависеть от экономической ситуации. В целом эксперты, несмотря на рост ввода торговых объектов, прогнозируют дальнейшее сокращение вакантных площадей.

«Крупные сетевые игроки сейчас взвешенно подходят к вопросу аренды новых помещений, - подчеркивает Владислав Фадеев. - Их активность, в частности, сдерживается повышением НДС с 2019 года: оценивая влияние этого шага на потребительский спрос, арендаторы детально прорабатывают условия долгосрочного договора с точки зрения коммерческих условий».

Из интересных событий, происходящих на петербургском рынке, можно отметить запуск еще трех (помимо трех уже действующих) фирменных магазинов дизайнерского бренда Matryoshka. На Невском проспекте начал работать очередной флагманский магазин кондитерских изделий Фабрики им. Крупской.

Компания «Связной-Евросеть» запустила в Петербурге магазин нового формата Flex. Его концепция подразумевает разделение торговой зоны на ассортиментные тематические направления: «спорт», «дом», «развлечения». А сеть магазинов парфюмерии и косметики «Рив Гош», работающая с 1995 года, начала перестройку. Отныне компания станет открывать магазины преимущественно в обновленном виде.

Пока одни торговые сети изобретают приманки для покупателей, другие покидают рынок. Обидно, что речь идет об исконно петербургских компаниях. Например, о сети электроники «Кей», не выдержавшей конкуренции с интернет-торговлей и сетевиками.

#магазины #площади #аренда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (6372) от 04.02.2019 под заголовком «Магазины ищут вакантные метры».


Комментарии