Люди с ограниченными возможностями из-за электросамокатов перестали выходить на прогулки

Сезон электросамокатов стремительно набирает обороты. Любители кикшеринга, прозванного в народе «петушерингом», браво маневрируют между пешеходами, которые уже приучились ходить по тротуарам оглядываясь и вовремя отскакивать в сторону, чтобы не попасть под колеса лихачей. А вот люди с ограниченными возможностями, к сожалению, этого сделать не могут. В результате незрячие и слабовидящие люди с наступлением тепла из‑за нашествия пользователей модных средств индивидуальной мобильности (СИМ) просто перестали выходить на прогулки. Надеемся, что в том числе и эту проблему помогут решить меры, принимаемые в последнее время городскими властями.

Люди с ограниченными возможностями из-за электросамокатов перестали выходить на прогулки  | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

«Когда несколько лет назад на городских тротуарах стали появляться первые электросамокаты, для нас это стало шоком, — рассказывает активист Совета по работе с владельцами собак-проводников при региональной организации Всероссийского общества слепых СПб и ЛО Наталия Малахова. — Сегодня к этой истории мы привыкли и знаем, что с апреля начинается опасный период, которого ждем с замиранием сердца. Выходя в это время на улицу, мы заранее напрягаемся, понимая, что в любой момент на нашем пути может появиться движущийся на полной скорости самокатчик или брошенный на тротуаре самокат».

Мало того что незрячий человек не видит несущегося самокатчика, он его не слышит, поскольку в отличие от велосипедов эти быстрые и непредсказуемые транспортные средства перемещаются практически бесшумно.

«Они появляются вдруг и сразу, — делится Наталия Малахова. — В этом случае надо рассчитывать только на сознательность самокатчика. Но, к сожалению, большинство из них не понимают, что на тротуаре незрячий человек, который не может быстро среагировать и отскочить, как обычный прохожий. При этом, если к движущимся самокатам хоть как‑то можно приспособиться, то к припаркованным — нет, особенно, если они брошены посередине тротуара. В лучшем случае его удается задеть тростью и постараться обойти. Если трость попадает мимо, то просто налетаешь на этот самокат. У меня несколько раз была ситуация, когда трость уходила под самокат, соответственно, я его не находила. В итоге один раз я в него врезалась, второй раз я толкнула самокат — он упал, а я за ним. Повредила колено и руку — пришлось лечиться».

Что касается собак-поводырей, сопровождающих незрячих людей, то они понимают, как себя вести с машинами на дороге. Когда же по тротуару несется самокат, они зачастую теряются, особенно если такие ситуации возникают на пешеходном переходе через проезжую часть.

«Иногда, когда я перехожу дорогу по пешеходному переходу, а рядом проезжает самокатчик, мне становится страшно. Я вздрагиваю, собака, которую нельзя отвлекать от работы, дергается. Ну и светофор ни собака, ни человек, которого она сопровождает, не воспринимают. Сами понимаете, что на проезжей части такие ситуации очень опасны», — рассказывает Наталия Малахова.

Как пояснила моя собеседница, собак-проводников реагировать на самокаты специально не учат. Их задача — обводить препятствия. Стоящий на тротуаре самокат собака обойдет. Однако в узком месте она этого сделать не сможет и прос­то остановится, поскольку собак обучают таким образом показывать узкие сложные проходы. В итоге незрячий человек будет вынужден сам принимать решение, как действовать дальше.

В ситуации с самокатами незрячие и плохо видящие люди уязвимы также в том, что не могут пожаловаться на недобросовестных пользователей средств индивидуальной мобильности, чтобы привлечь их к ответственности. Ведь они не имеют возможности зафиксировать нарушение — сделать фото или видео самоката, назвать его цвет и тем более номер, определить, какому оператору принадлежит транспортное средство.

Что же касается нарушителей, которые причиняют неудобства людям, то они в большинстве случаев не извиняются, а даже злятся.

«Еще и всякие недовольства вслед кричат, — вздыхает Малахова. — Как‑то мимо меня и моего помощника, овчарки-поводыря, на одном самокате проезжали парень с девушкой. Мы чудом не столк­нулись. Зато до меня долетело их возмущение: «Еще и с собаками тут ходят! Надоели!».

К слову, любители электросамокатов действительно очень раздражаются, когда им на пути попадаются прохожие, особенно старики, люди с ограниченными возмож­ностями и пешеходы с животными. Своим раздражением они делятся на тематических форумах.

К этому добавить нечего. Хотя…Радует, что городские власти не остаются равнодушными к этой теме. Как раз в эти дни в Петербурге для электросамокатов вводятся новые ограничения. В частности, расширяется перечень улиц города, где будет запрещена парковка электросамокатов — к существующему списку из 59 улиц будет добавлено еще 9 участков городских набережных: на наб. реки Фонтанки, наб. канала Грибоедова, наб. реки Мойки, на участках набережных под мостом Александра Невского, Литейным и Кантемировским мостами и т. д.

Кроме того, еще на 25 улицах максимальная скорость самокатов будет ограничена до 15 км/час.


Аналогичные ограничения по скорости движения будут также действовать в периоды утренних и вечерних часов пик (7.00 – 10.00 и 17.00 – 20.00) на участках улиц, ведущих к 13 станциям метро: «Технологический институт», «Московские ворота», «Чернышевская», «Площадь Ленина», «Проспект Ветеранов», «Беговая», «Комендантский проспект», «Ломоносовская», «Проспект Просвещения», «Обводный канал», «Нарвская», «Парнас», «Улица Дыбенко».

В ближайшее время соответствующие изменения будут внесены в соглашение между городским комитетом по транспорту и кикшеринговыми компаниями. Они вступят в силу 20 – 22 мая.

Также планируется ввести ограничение скорости или полный запрет движения средств индивидуальной мобильности по тротуарам шириной менее 2 – 3 м, а также улицам, где зафиксирован существенный пешеходный трафик.

Кроме того, проведена работа по контролю и фиксации нарушений Правил дорожного движения и правил пользования самокатами в зоне платной парковки. В итоге за две недели было выявлено свыше тысячи нарушений, информация о каждом из них направлена в кикшеринговые компании для принятия мер реагирования.

Также операторам кикшеринга рекомендовано: обеспечить регистрацию на территории Петербурга своих юридических лиц для обеспечения поступления налогов в городской бюджет от их деятельности; проработать вопрос прохождения верификации пользователей через портал «Госуслуги» (или) банковские приложения для исключения пользования арендными СИМ лицами, не достигшими совершеннолетнего возраста.

В перспективе планируется рассмотреть возможность введения и определения порядка взносов операторами кикшеринга за пользование городской инфраструктурой и объектами благоустройства в зависимости от количества предоставляемых компанией СИМ.

Надеемся, что в борьбе с недоб­росовестными пользователями модных СИМ будет уделено особое внимание безопасности людей с ограниченными возможностями.


#кикшеринг #самокаты #люди с ограниченными возможностями

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (7666) от 21.05.2024 под заголовком «Желтая горячка».


Комментарии