Львы снова в моде, но это не спасает их от вандализма
Многим петербургским львам почему‑то очень не везет. Немало гостей города, да и самих жителей Северной столицы относятся к ним без всякого почтения. Именно из‑за вандализма пришлось недавно отправить на реставрацию львов с Дворцовой набережной… Наш собеседник, художник-реставратор Санкт-Петербургского филиала архива РАН Лидия ЧЕХОВИЧ, говорит об этом с нескрываемой болью. Уже больше пятидесяти лет она «коллекционирует» городских львов. Сейчас ее фотографии представлены на выставке в библиотеке на Московском шоссе, затем в течение года она будет путешествовать по другим библиотекам Московского района.
Львы во дворе дома № 5 по Кронверкскому проспекту. На фото 1975 года — в относительной сохранности./ФОТО Лидии ЧЕХОВИЧ
— Началось все, наверное, с пары львов в Московском парке Победы: меня бабушка туда водила гулять, это было еще в конце 1950‑х годов. Мне тогда казалось, что ничего прекраснее быть не может.
Между прочим, это были последние сторожевые льды в нашем городе — с «подъятой лапой», опирающейся на шар — символ державной, монархической власти. Их установили в 1946 году, они были выполнены из армированного цемента с добавлением гранитной крошки.
К концу 1980‑х годов они пришли в крайне ветхое состояние, и их убрали. Летом 2022 года львов вернули на прежнее место, причем скульптуры были воссозданы из более прочного материала, что, однако, не уберегло их от вандализма. Почему‑то едва ли не каждый второй посетитель парка считает своим долгом залезть на них, причем иногда люди устраиваются на их спинах всей семьей…
Когда в 1972 году вышла книга Вячеслава Нестерова «Львы стерегут город», она стала для меня практически настольной. Но еще раньше Нестерова львами стал интересоваться писатель Лев Успенский. В его книгах о старом Петербурге тоже было немало сказано о львах. Мы познакомились с ним в середине 1970‑х годов, я рассказала ему о своем увлечении, он очень заинтересовался, пригласил в гости. Помню, что у Льва Васильевича были фотографии, запечатлевшие ленинградских львов во время блокады и сразу после нее.
Кстати, именно Лев Успенский был автором предисловия к книге Нестерова. Он назвал ее «книгой-подвигом». Почему? Нестеров во время войны был тяжело ранен на фронте и потерял зрение. Именно в силу этой особенности ему приходилось иногда полагаться на собственную память, а также на помощников, которые, увы, не всегда предоставляли исчерпывающую информацию.
Говорю об этом со всей ответственностью, поскольку объездила все адреса, которые были указаны в книге Нестерова. Например, в ней было сказано, что можно поискать львов в бывшей усадьбе Строгановых «Марьино». Я отправилась туда и нашла эти скульптуры. Это сейчас дворец отреставрирован, а тогда он находился в ужасающем состоянии. И львы, выполненные из пудожского известняка, тоже были несчастные, побитые… Там было четыре сторожевых льва и четыре, по выражению Нестерова, «египтизированных»: их головы и плечи вместо гривы покрывает платок. И еще одна их особенность: в зависимости от солнечного освещения у них как будто бы меняется выражение морд.
Побывала я и в усадьбе «Лопухинка». Там скульптуры львов были в совершенно печальном состоянии: у них было отбито все, что только можно отбить. Тогда, когда я их увидела, они находились перед школой. А теперь в таком же состоянии они лежат по обеим сторонам лестницы из силикатного кирпича, ведущей в здание, в котором расположен местный отдел полиции.
У Нестерова упоминались львы на Подольской улице. Я застала их там, но затем они пропали. Я долго их искала и в конце концов нашла у входа в Инженерный дом Петропавловской крепости. Но потом они исчезли и оттуда. Теперь там заяц, возле которого все фотографируются. Хранители мне подсказали: львов перенесли в вестибюль Комендантского дома. Слава богу, они целые и невредимые.
А вот львам во дворе дома № 5 по Кронверкскому проспекту, в так называемом итальянском дворике, по соседству с особняком Матильды Кшесинской, повезло гораздо меньше. Они — ровесники дома, были изготовлены в 1915 году из бетона с добавлением гранитной крошки. Я время от времени навещала их и всякий раз огорчалась, видя, что они разрушаются. Года три назад я увидела, что они укрыты деревянными футлярами. Охранник, который не очень хорошо говорил по‑русски, сказал мне только одно слово: «Испорчены». И безнадежно махнул рукой…
Только что побывала там снова: львов «выпустили» из деревянных ящиков. Видно, что их немного отремонтировали, но вид у них все равно весьма удручающий. Изваяния в трещинах, им требуется серьезная реставрация. В Музее городской скульптуры мне сообщили, что львы не находятся на их балансе, а потому они в этой ситуации сделать ничего не могут.
Но самая печальная судьба у львов, которые находились на заводских территориях: в 1990‑е годы многие предприятия прекратили свое существование и скульптуры оказались бесхозными. Именно так произошло со львами, изготовленными на чугунолитейном и механическом заводе Сан-Галли и стоявшими на его территории на Лиговском проспекте. Эти львы, тонкого художественного литья, по своему внешнему виду уникальны: аналогов им нет ни в России, ни в Европе.
В 1970‑х годах, когда там был завод бумагоделательного машиностроения, мне удалось сфотографировать этих львов. Помню, что они стояли возле входа в заводской кафетерий, и рабочие не испытывали к ним никакого почтения: тушили о них окурки…
В наше время завод перестал работать, территорию продали. Недавно появилась информация о том, что бывший особняк владельца завода Франца Карловича Сан-Галли и сквер с фонтаном «Рождение Афродиты» отреставрировали. А про львов — нигде ни слова.
Мне удалось выяснить, что с бывшей заводской территории они пропали. И каково же было мое изумление, когда точно таких же я увидела на современной фотографии, запечатлевший лапидарий города Штутгарта! Лапидарий — это музей образцов старинной письменности, выполненных на каменных плитах. Почему среди них оказались чугунные львы — непонятно. Наши это львы или их точные копии — на этот вопрос нет ответа ни у меня, ни у Музея городской скульптуры…
Моя «охота на львов» продолжается. Своей задачей я вижу максимально подробно зафиксировать их облик и состояние.
Всего в нашем городе примерно шестьдесят пар дореволюционных львиных скульптур. Но сейчас «львиная мода» опять вернулась, я стараюсь отслеживать появление новых экземпляров. Их тоже уже несколько десятков. Как о них узнаю? Главным образом, с помощью «сарафанного радио». К примеру, именно так мне стало известно о целой «львиной семье» на закрытой территории одного из новых жилых комплексов на Петровском острове.
В моем архиве — больше пятисот черно-белых фотографий «доцифровой эпохи», они сами по себе уже представляют историческую ценность. Сейчас я создаю личный фотофонд в Санкт-Петербургском филиале архива РАН. Об этом меня попросила его директор Ирина Владимировна Тункина. Еще один экземпляр моей фотоколлекции будет передан Музею городской скульптуры.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 59 (7635) от 02.04.2024 под заголовком «Львы снова в моде».
Комментарии