Львиная доля. Скульптуры с Дворцовой пристани забрали на реставрацию

Пара львов, украшающих спуск к Неве возле Адмиралтейства, покинула свое место в первых числах сентября. Специалисты Музея городской скульптуры пришли к выводу, что они нуждаются в реставрации.

Львиная доля. Скульптуры с Дворцовой пристани забрали на реставрацию | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Недремлющие стражи отлучились ненадолго — вернутся в ноябре. Они идеальные стражники: в античные времена считалось, что львы спят с открытыми глазами. Если задремлют, их разбудит шар, выскользнувший из лапы.

Редко кто замечает: эти львы не зеркальное отражение друг друга. У них есть отличия, они создавались в разное время, разными мастерами.

Во Флоренции на площади Синьории в числе других статуй стоят два мраморных льва. Один античный, у него правая лапа на шаре. Тот, что придерживает шар левой лапой, создан в эпоху Возрождения. У него в отличие от парного голый живот, он более агрессивный, в открытой пасти видны клыки. Скульптура сохранила подпись автора — Фламинио Вакк.

Гипсовые слепки с флорентийских львов привезли в Петербург в 1760‑е годы. С них из алебастра были отлиты копии, которые по сей день стоят на центральной лестнице Академии художеств. В свою очередь они стали основой для слепков, с которых делались отливки скульптур для Елагиноостровского и Михайловского дворцов, а также для Львиного каскада в Петергофе, где они, к сожалению, не сохранились.

Недремлющие стражи были популярны: они декоративны, могут украсить любое пространство. Когда императору Николаю I пришла в голову идея сделать парадным спуск к дворцовой пристани, возникло много предложений. Было решено ближе к Неве поставить порфировые вазы — подарок шведского короля, а чуть выше — львов. Директор Александровского завода Матвей Кларк предложил сделать скульптуру из листовой выколотной меди, что быстрее и дешевле, чем отливать в чугуне или бронзе. Работа началась в мае 1832 года, а уже в сентябре львы стояли на пристани. На том же предприятии изготовили и чугунные постаменты по рисунку архитектора Людвига Шарлеманя.

За свою историю львы пережили реконструкцию Адмиралтейской набережной, когда вазы уехали на соседний спуск к Неве. В годы войны звери стояли неукрытыми и пострадали. Их реставрировали не раз, в послевоенное время залечивали раны. В 2007 году спину одного из них, проломленную любителями фотографироваться верхом на памятнике, пришлось укрепить сквозными стержнями…

Львы3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сегодня львы под крышей реставрационной мастерской. Один стоит, другой отдыхает лежа. Их тела расчищены до металла, они теплого розового, с проблесками олова, цвета. Много мелких едва заметных отверстий, но есть и крупный дефект.

Львы полностью расчищены, сняты все слои краски, — рассказывает архитектор-реставратор Глеб Чусовитин. — Медь очень тонкая, по историческим сведениям, не больше 2 миллиметров, это видно в отверстиях. В связи с тем, что уже было много вмешательств реставрационных и ремонтных, в самых тонких местах образовались прорывы металла. При расчистке применялся комбинированный подход, бережная технология: компрессы со смывками и аппарат с мягким наполнителем, который позволял без разрушения медного полотна произвести удаление красочных покрытий.

После расчистки видно, что скульп­туры создавались из медных листов, их больше 20. Листы соединяли оловянным припоем, дефекты выколотки (один из способов холодной обработки металла. — Прим. авт.) также зачеканивались оловянным составом. Теперь пайка будет применяться максимально бережно в местах, где без нее не обойтись. Небольшие сквозные отверстия закроют методом холодного газодинамического напыления. Дефектов десятки, работа кропотливая, почти ювелирная. Такой способ позволяет сохранить металл в первозданном виде и исключить попадание влаги внутрь скульптуры.

Прежде чем вернуть скульптуры на набережную, их загрунтуют и покрасят. Предыдущие реставраторы, стараясь сохранить металл, щедро заливали краской поверхность скульптур, из‑за чего сглаживался рельеф. Новая технология — напыление — помогает сохранить исторический облик памятника.

Процесс реставрации позволяет изучить внутреннее строение скульптур. Есть уже некоторые выводы. Мощного опорного каркаса в теле скульптур не наблюдается. Элементы черного металла прослеживаются вдоль швов и в нижней части скульптур. Специалисты полагают: они использовались при сборке, чтобы была возможность собрать выколотку. Листы меди соединены только оловом, стык в стык, между ними нет клепок. Элементы крепления нагрузки не несут, их можно не трогать. В противном случае скульптуру надо вскрывать, а это грозит необратимыми последствиями.

Львы1_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В конструкции памятника есть проблема сложно устранимая, какие бы технологии ни применялись. Скульптуры сделаны из меди, их постаменты — из чугуна. Они соприкасаются, возникают блуждающие токи, приводящие к коррозии.

В мастерской львы и их постаменты стоят отдельно. Мощные пьедесталы очистят от лакокрасочных слоев, уберут коррозию, поставят прокладки, чтобы разделить металл. Современные составы грунта способны нивелировать источник коррозии чугуна и цветного металла.

Совсем скоро обновленные недремлющие стражи вернутся на историческое место. Здесь можно было бы поставить точку, если бы не тревога, которая звучит в словах хранителя коллекции городских памятников Надежды Ефремовой:

В нашем городе памятники замечательные. Каждый свое­образен, с собственной историей, конструктивными особенностями. Это интересно, увлекательно. Тандем хранителей и реставраторов прилагает большие усилия, чтобы памятники сохранить. Я с уважением слушаю реставраторов, понимаю, что реставрационный процесс не стоит на месте. На любой наш вопрос они ищут оптимальный вариант решения. Нам не говорят: ничего нельзя сделать, все будет разрушено. Главное — обеспечить сохранение памятника, защиту.

Человеческие знания, кропотливый труд, умственные усилия могут многое. Но результат легко уничтожить. Условия пребывания на открытом воздухе, наш климат, близость воды изменить нельзя. Но есть еще фактор, от которого нет защиты. Как достучаться до людей с призывом: берегите памятники? Они созданы для людей. Современная техника позволяет фотографироваться, не взбираясь на памятник верхом. Львы — олицетворение силы, уверенности. Они воспринимаются как мощные, тяжелые. Но на самом деле они беззащитны.

#реставрация #львы #скульптуры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 189 (7272) от 10.10.2022 под заголовком «Львиная доля».


Комментарии