«Локализаторы» и «ликвидаторы». Как реагируют на прорывы труб в Петербурге
Утренний вид из окна заставил забыть о чашке кофе. С высоты седьмого этажа было видно, как двор соседнего дома заволокло паром. По асфальту разлилась немалая лужа, а на газоне (сверху было хорошо видно) образовалось настоящее болото. Дело ясное: там под землей прорвалась труба и теперь из дыры вытекает горячая вода. Как давно вытекает? Не образовалась ли под асфальтом опасная пустота? Почему во дворе никого нет?
Только за первые две недели октября аварийные бригады ликвидировали около 400 дефектов. ФОТО Романа ПИМЕНОВА/ИНТЕРПРЕСС
Вообще-то хорошо, что сразу удалось выбросить из головы все эти пустопорожние вопросы. Потому что главным в той ситуации было вспомнить - 112. Это как 911, но только в Петербурге. Единый номер службы спасения, заменяющий все прочие номера.
Оператору понадобилось примерно полторы секунды, чтобы понять, что бормочет еще не вполне проснувшийся человек: «Переключаю на 004».
Разговор с «004» занял целых две минуты. Первое, чем поинтересовалась барышня (вообще-то спокойный и деловитый женский голос), - это существует ли опасность для жизни? Нужна ли «скорая»? А МЧС?
Потом она выясняла место аварии. Мне, конечно, было понятно, что она ориентировалась по карте, но все равно ее отрывистые вопросы производили впечатление: «Там у вас контейнерная площадка: парит справа или слева? Похоже, что примерно в двух метрах от внутриквартального проезда? А детскую площадку рядом не задело?.. Спасибо за информацию. До свидания».
Все. Отключилась.
Из окна было видно, как мимо горячей лужи проходил молодой человек. Прошел... Нет, остановился, оглянулся, через секунду вытащил из кармана телефон и принялся что-то говорить, активно жестикулируя. Похоже, отвечал на те же самые вопросы о мусорной площадке и проезде. Только его разговор длился всего 20 секунд.
...По часам: бригада на белой «Газели» появилась через 7 (семь) минут. Сверху было видно, как три фигуры в оранжевых жилетах выставляют ограды и цепляют красные ленточки. Не спеша звонят, не торопясь направляются куда-то в соседний дом, потом как-то меланхолично топчутся по горячей луже в резиновых сапогах... Лишь когда мало-помалу пар утратил свою густоту, а потом и вовсе сошел на нет, стало понятно, что именно они делали: проверяли диаметр и назначение трубы, выясняли, в какой точке ее можно отключить, а потом ждали, когда испарение прекратится и лужа начнет уходить...
Выяснилось, что парение началось накануне поздно вечером. Тогда же появилась и горячая лужа. И произошло это не в какой-нибудь пустыне или промзоне, где от прохожего до прохожего - десяток часов. В соседнем доме - круглосуточный продовольственный магазин. Через два дома - коммунальная контора. Даже если кассирша, вышедшая на перекур, не обратила внимание на густой пар, отлично видимый в ночи, его могли бы заметить дворники. Или до восьми часов утра поблизости не прошло ни единого дворника?
Вообще в ГУП «ТЭК» (а это потекла именно его труба) отметили, что чаще всего о дефектах сообщают отнюдь не те, кто по службе должен знать все, что происходит на участке, — домоуправы и дворники... А собачники, которые рано утром выводят на прогулку своих питомцев. И попутно выполняют функции дежурных.
Прошло полчаса, и бригада ГУП «ТЭК» отбыла, оставив во дворе остатки лужи, окруженной красно-белой лентой. Куда же они, а кто копать-чинить будет?
Как потом рассказали, «полевые» работники тепловых компаний делятся на бригады двух типов: «локализаторы» и «ликвидаторы». Они сами себя так называют. А официально первые - отключающие бригады, вторые - ремонтные. Первые появляются на вызов в течение считанных минут. Вторые могут задержаться в зависимости от количества аварий в районе.
Когда во дворе появились «ликвидаторы», никто не заметил. Через три дня на месте лужи возник выпиленный в асфальте прямоугольник, засыпанный гравием. Следом должны появиться люди с асфальтом. Ждем.
Возможно, эта история (даже не история, а эпизод будничной жизни) покажется придуманной для того, чтобы подвигнуть граждан не проходить мимо, когда из люка или просто из-под земли покажется струйка пара. Нет. Это реальный случай, из которого напрашивается единственный вывод: не стоит огульно обвинять ремонтников в бездействии и лени. Не стоит бесконечно делить всех на «мы» и «они»: мол, «мы» страдаем, а «они» не понимают наших страданий. «Они» в оранжевых жилетах прекрасно понимают, что «мы» хотим жить в тепле. Они и сами этого хотят.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (6310) от 29.10.2018 под заголовком ««Локализаторы» и «ликвидаторы»».
Комментарии