Линия без пассажиров. Почему по рельсам на Гранитной улице не едут трамваи?

В нынешнем году в Петербурге впервые в XXI веке появилась новая трамвайная линия - на Гранитной улице. Вот только будут ли по ней бегать вагоны с пассажирами, большой вопрос.

Линия без пассажиров. Почему по рельсам на Гранитной улице не едут трамваи? | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Как известно, первый трамвай в России пошел именно в нашем городе - это было в 1880 году. В 1907-м началось регулярное движение. Позднее количество рельсов стало расти с невиданной скоростью, и к концу 1980-х протяженность путей составила почти 700 километров. Город на Неве стал трамвайной столицей мира, даже попал в «Книгу рекордов Гиннесса».

В новое российское время количество линий в городе стали сокращать. В итоге в XXI веке Петербург передал звание трамвайной столицы австралийскому Мельбурну, где 254 километра путей (против наших 228). А сегодня и вовсе опустился на 4-ю строчку своеобразного рейтинга трамвайных городов.

С 90-х годов прошлого века вагоны перестали звенеть на множестве улиц центра. Среди них Литейный, Владимирский, Крестовский, Чкаловский, Пискаревский проспекты, часть Лиговки, 8 - 9-я линии Васильевского острова, Уральская, Пионерская, Большая Зеленина, Тульская улицы, Обводный канал...

Правда, на некоторые из закрытых маршрутов трамвай вернулся. Например, на Садовую улицу и Троицкий мост, к Нарвским воротам. В «спальных» районах открывались новые ветки, но всего дважды. В 2001 году сделали веточку от улицы Савушкина к железнодорожной станции Старая Деревня с двумя остановками. А чуть позже, в 2004-м, слегка удлинили линию на проспекте Авиаконструкторов; однако там это было связано с созданием нового кольца, поэтому для пассажиров ничего не изменилось.

В итоге за последние 18 лет в Петербурге не прибавилось ни одной новой линии с остановками.

Исправлять ситуацию, как уже писали «Санкт-Петербургские ведомости», начали с Красногвардейского района. Там ООО «Транспортная концессионная компания» (прежде, по данным kartoteka.ru, именовалось ООО «Верхневолжская концессионная компания», поскольку планировала участвовать в концессионных проектах в Тверской области) развивает проект частного трамвая. Теперь ярко-зелеными «Чижиками» восторгаются даже туристы. А 1 сентября этого года состоялся пуск очередного этапа проекта. Он включил в себя в том числе абсолютно новую линию, которая прошла посередине улицы Потапова от Ириновского проспекта за Зыбинскую улицу до трамвайного депо, построенного для ночевки «Чижиков». Это около двух километров двухпутного участка с четырьмя остановками. От Ириновского до шоссе Революции трамваи бегают по бывшему газону между проезжими частями, а далее солируют - для автомобилей дорогу там так и не построили, хотя планы такие есть.

Город тоже решил сделать петербуржцам подарок - на Малой Охте он соединил два разорванных участка Гранитной улицы и навел через реку Оккервиль новый мост. Участок включил не только проезжую часть, но и трамвайное полотно. В конце августа объект торжественно открыли.

Но если автомобилисты уже апробировали свежий асфальт, то рельсы остались нетронутыми (на снимке).

Как пояснил зампред комитета по транспорту Валерий Молодец, до настоящего времени новая часть Гранитной улицы не передана в казну города. Однако и после того, как ее передадут, государственные трамвайные маршруты, оператором которых является «Горэлектротранс», ходить по ней все равно не будут. По словам Молодца, позиция комитета заключается в том, что от Ладожского вокзала до кольца «Малая Охта» возле Новочеркасского проспекта будут ездить только коммерческие трамваи «Чижик», а именно - маршруты № 59 и 63. Сроки, когда это произойдет, чиновник не назвал.

Впрочем, в этой перспективе есть большие сомнения. Дело в том, что под суперсовременные «Чижики» «Транспортная концессионная компания» создавала специальную инфраструктуру, принципиально отличающуюся от сети «Горэлектротранса». Даже такую мелочь, как стрелки, сделали иначе: их вынесли за пределы перекрестков, чтобы уменьшить износ (проще говоря, чтобы автомобили не ездили по ним). На Гранитной же рельсы уложены по старой технологии. Захотят ли коммерсанты гонять по ним своих «Чижиков»?

Гранитную улицу и трамвайный путь на ней строил город в лице дирекции транспортного строительства при комитете по развитию транспортной инфраструктуры, а подрядчиком было ООО «ЛСР-строй», входящее в группу «ЛСР». Кстати, эта же группа является 20%-ным владельцем «Транспортной концессионной компании». На объект, который может оказаться ненужным, город потратил 1,75 млрд рублей...

Между тем есть районы, которые ждут не дождутся трамвая. Например, срединный газон на улице Маршала Казакова неспроста устроен таким широким. Это был задел под трамвай. Но, увы, в ближайшей перспективе строительство рельсового пути на здешнем трехкилометровом участке от улицы Десантников до Балтийского бульвара городом не планируется.

#трамвай #общественный транспорт #дороги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (6580) от 03.12.2019 под заголовком «Куда повернет трамвай?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.