Линия без пассажиров. Почему по рельсам на Гранитной улице не едут трамваи?
В нынешнем году в Петербурге впервые в XXI веке появилась новая трамвайная линия - на Гранитной улице. Вот только будут ли по ней бегать вагоны с пассажирами, большой вопрос.
ФОТО АВТОРА
Как известно, первый трамвай в России пошел именно в нашем городе - это было в 1880 году. В 1907-м началось регулярное движение. Позднее количество рельсов стало расти с невиданной скоростью, и к концу 1980-х протяженность путей составила почти 700 километров. Город на Неве стал трамвайной столицей мира, даже попал в «Книгу рекордов Гиннесса».
В новое российское время количество линий в городе стали сокращать. В итоге в XXI веке Петербург передал звание трамвайной столицы австралийскому Мельбурну, где 254 километра путей (против наших 228). А сегодня и вовсе опустился на 4-ю строчку своеобразного рейтинга трамвайных городов.
С 90-х годов прошлого века вагоны перестали звенеть на множестве улиц центра. Среди них Литейный, Владимирский, Крестовский, Чкаловский, Пискаревский проспекты, часть Лиговки, 8 - 9-я линии Васильевского острова, Уральская, Пионерская, Большая Зеленина, Тульская улицы, Обводный канал...
Правда, на некоторые из закрытых маршрутов трамвай вернулся. Например, на Садовую улицу и Троицкий мост, к Нарвским воротам. В «спальных» районах открывались новые ветки, но всего дважды. В 2001 году сделали веточку от улицы Савушкина к железнодорожной станции Старая Деревня с двумя остановками. А чуть позже, в 2004-м, слегка удлинили линию на проспекте Авиаконструкторов; однако там это было связано с созданием нового кольца, поэтому для пассажиров ничего не изменилось.
В итоге за последние 18 лет в Петербурге не прибавилось ни одной новой линии с остановками.
Исправлять ситуацию, как уже писали «Санкт-Петербургские ведомости», начали с Красногвардейского района. Там ООО «Транспортная концессионная компания» (прежде, по данным kartoteka.ru, именовалось ООО «Верхневолжская концессионная компания», поскольку планировала участвовать в концессионных проектах в Тверской области) развивает проект частного трамвая. Теперь ярко-зелеными «Чижиками» восторгаются даже туристы. А 1 сентября этого года состоялся пуск очередного этапа проекта. Он включил в себя в том числе абсолютно новую линию, которая прошла посередине улицы Потапова от Ириновского проспекта за Зыбинскую улицу до трамвайного депо, построенного для ночевки «Чижиков». Это около двух километров двухпутного участка с четырьмя остановками. От Ириновского до шоссе Революции трамваи бегают по бывшему газону между проезжими частями, а далее солируют - для автомобилей дорогу там так и не построили, хотя планы такие есть.
Город тоже решил сделать петербуржцам подарок - на Малой Охте он соединил два разорванных участка Гранитной улицы и навел через реку Оккервиль новый мост. Участок включил не только проезжую часть, но и трамвайное полотно. В конце августа объект торжественно открыли.
Но если автомобилисты уже апробировали свежий асфальт, то рельсы остались нетронутыми (на снимке).
Как пояснил зампред комитета по транспорту Валерий Молодец, до настоящего времени новая часть Гранитной улицы не передана в казну города. Однако и после того, как ее передадут, государственные трамвайные маршруты, оператором которых является «Горэлектротранс», ходить по ней все равно не будут. По словам Молодца, позиция комитета заключается в том, что от Ладожского вокзала до кольца «Малая Охта» возле Новочеркасского проспекта будут ездить только коммерческие трамваи «Чижик», а именно - маршруты № 59 и 63. Сроки, когда это произойдет, чиновник не назвал.
Впрочем, в этой перспективе есть большие сомнения. Дело в том, что под суперсовременные «Чижики» «Транспортная концессионная компания» создавала специальную инфраструктуру, принципиально отличающуюся от сети «Горэлектротранса». Даже такую мелочь, как стрелки, сделали иначе: их вынесли за пределы перекрестков, чтобы уменьшить износ (проще говоря, чтобы автомобили не ездили по ним). На Гранитной же рельсы уложены по старой технологии. Захотят ли коммерсанты гонять по ним своих «Чижиков»?
Гранитную улицу и трамвайный путь на ней строил город в лице дирекции транспортного строительства при комитете по развитию транспортной инфраструктуры, а подрядчиком было ООО «ЛСР-строй», входящее в группу «ЛСР». Кстати, эта же группа является 20%-ным владельцем «Транспортной концессионной компании». На объект, который может оказаться ненужным, город потратил 1,75 млрд рублей...
Между тем есть районы, которые ждут не дождутся трамвая. Например, срединный газон на улице Маршала Казакова неспроста устроен таким широким. Это был задел под трамвай. Но, увы, в ближайшей перспективе строительство рельсового пути на здешнем трехкилометровом участке от улицы Десантников до Балтийского бульвара городом не планируется.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (6580) от 03.12.2019 под заголовком «Куда повернет трамвай?».
Комментарии