Лидер караванов

Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) открылся знаменательным событием для нашего города и страны.

На Балтийском заводе (входит в Объединенную судостроительную корпорацию – ОСК) спущен на воду ледокол «Арктика» мощностью 60 МВт – головной в проекте 22220. Это уже третье судно, спущенное на воду в Петербурге за последний месяц. Новый ледокол станет самым большим и самым мощным атомоходом в мире. Судно строится по заказу госкорпорации «Росатом» для ФГУП «Атомфлот» и планируется к сдаче в декабре 2017 года.

Лидер караванов | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Универсальный атомный ледокол предназначен для самостоятельной проводки судов (в том числе крупнотоннажных), круглогодичного лидирования караванов в западном районе Арктики. Он способен осуществлять проводку судов на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы, буксировать суда и другие плавучие сооружения во льдах и на чистой воде.

Напомним, головной атомный ледокол серии был заложен в ноябре 2013 года на стапеле «А» верфи на Васильевском острове. Технический проект атомохода разработан ЦКБ «Айсберг» в 2009 году. Двухосадочная конструкция ледокола позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек. Судно длиной свыше 173 м и шириной 34 м, по оценке конструкторов, прослужит 40 лет. Экипаж его – 75 человек.

«Главное отличие ледоколов с атомной силовой установкой – огромная энерговооруженность. «Арктика» сможет работать без «дозаправки» несколько лет, – рассказали в пресс-службе завода. – Запасы топлива не занимают места на судне, что позволяет увеличить полезную нагрузку и более года работать без захода в порт. Мощность атомного ледокола дает возможность работать во льдах толщиной 2,9 метра, что существенно выше максимальных возможностей по толщине ледового покрытия для дизельного ледокола».

Специалисты «ОКБМ Африкантов» разработали проект усовершенствованной интегральной реакторной установки «РИТМ-200» для нового атомохода. Она оснащена двумя реакторами тепловой мощностью 175 МВт каждый – это больше, чем мощность установки КЛТ, используемой в современных атомных ледоколах, – 140 – 150 МВт. В то же время «РИТМ-200» почти в два раза легче и компактнее, занимает меньше места на судне, а следовательно, экономически эффективнее. «Конструктивно такое решение достигается благодаря тому, что парогенераторы, которые раньше находились вне реактора, теперь располагаются непосредственно в нем», – пояснили на заводе.

«Арктика» – первый ледокол, оснащенный специальной балластной системой, которая позволяет ему менять осадку с минимальной на максимальную и обратно. Работу этой системы обеспечивает в том числе донно-бортовая арматура, спроектированная и изготовленная петербургским машиностроительным заводом «Армалит». Необходимость подобного функционала обусловлена условиями эксплуатации атомохода как в глубокой воде, так и на мелководье в руслах сибирских рек. Для постройки ледокола завод поставил около 1 тыс. единиц судовой арматуры. Номенклатура поставок включала в себя широкий спектр изделий, как производимых серийно, так и специально разработанных под проект 22220. Например, помимо фильтров масла и топлива, забортной воды на ледоколе установлены уникальные в своем роде донно-бортовая арматура и клапаны затопления.

Конструкции корпуса, механизмов, оборудования и систем ледокола удовлетворяют требованиям Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов, а также требованиям к морским судам.

НАША СПРАВКА

Портфель заказов компании «Балтийский завод – Судостроение» сейчас составляет около 150 млрд рублей. Крупнейшие заказы предприятия сегодня: три атомных ледокола 60 МВт, дизель-электрический ледокол 25 МВт, плавучий энергоблок первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС), изделия машиностроения. За 160 лет своего существования Балтийский завод построил более 550 кораблей и судов. Среди них – атомные ракетные крейсеры, ледоколы, суда космической связи и специального назначения, подводные лодки, фрегаты и танкеры. Мировую известность Балтийский завод получил благодаря своим достижениям в области атомного судостроения.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 107 (5724) от 17.06.2016.


Комментарии