Зеленая зона Ленобласти противостоит «каменным джунглям»

В многочисленных исследованиях зарубежных ученых утверждается: возможность смотреть на природную воду и зелень лесов жизненно необходима человеку. Это снимает стресс и предупреждает связанные с ним болезни. Но такой радости у жителей Петербурга все меньше. Былая лесопарковая зона Петербурга сокращается, как шагреневая кожа. А чтобы сохранить хотя бы ее остатки, нужны добрая воля и понимание другого субъекта Федерации - Ленинградской области.

Зеленая зона Ленобласти противостоит «каменным джунглям» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Лесопарковая зона Ленинграда была образована постановлением Совета народных комиссаров в декабре 1932 года. А распоряжением Совмина СССР в мае 1948-го эти леса закрепили за исполкомом Ленсовета.

По данным на 1 января 1999 года, общая площадь лесопарковой зоны города составляла 142 тыс. га, из которых почти 94% приходилось на долю Карельского перешейка. Она располагалась в пределах шести районов Петербурга (24,8 тыс. га) и четырех районов Ленинградской области (117,2 тыс. га). Ведение лесного и лесопаркового хозяйства осуществлялось ГУП «Лесопарковая зона Санкт-Петербурга» комитета по благоустройству и дорожному хозяйству за счет бюджета города.

Серьезные изменения в статусе зеленой зоны Северной столицы произошли в начале 2000-х в результате принятия двух законодательных актов - ФЗ № 131 «Об основах местного самоуправления» и введения в действие новой редакции Лесного кодекса. Первый из них породил целый клан «земельных баронов», которые не мытьем, так катаньем захватили власть в ближайших к Петербургу областных муниципалитетах. И начали налево и направо раздавать (не даром, конечно) земли под застройку. Лесной кодекс передал пригородные леса из юрисдикции Петербурга в управление Ленинградской области.

В итоге имеем то, что имеем: вместо лесов вокруг мегаполиса на глазах выросли закадовские «человейники».

В соответствии с Лесным планом, утвержденным тогдашним губернатором Ленобласти Валерием Сердюковым в 2010 году, площадь зеленых зон и лесопарков на территории региона сократилась до 22,9 тыс. га. Это, естественно, вызвало протесты ряда общественных организаций. И уже на излете своей губернаторской карьеры, 5 мая 2012 года, глава 47-го региона подписал постановление № 140 «Об установлении границ зеленой зоны от границы Санкт-Петербурга до автодороги А120 в Ленинградской области». Известная в просторечии как бетонка, эта автомобильная трасса проходит в радиусе примерно 50 км от Петербурга.

Но уже в ноябре того же года данное постановление было опротестовано и признано недействующим Ленинградским областным судом. Официальным истцом выступил некий гражданин Е., которому отказали в выдаче разрешения на охоту на данной территории. Он посчитал нарушенными свои права. А суд не нашел оснований отказать в иске, поскольку постановление правительства Ленобласти не содержало ни проекта, ни указания точных границ зеленой зоны.

Сменилась власть в Ленобласти, и наряду с другими новшествами вновь был поднят вопрос о зеленых зонах. Или, как стало модно говорить, экологическом каркасе региона.

По словам руководителя центра экспертиз «ЭКОМ» Александра Карпова, перед экологами тогда приоткрылось «окно возможностей» - их пригласили принять участие в разработке схемы территориального планирования. Возможности они использовали, «забив» в СТП более двух десятков особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Цель понятна - сохранить хотя бы те зеленые островки, что остались возле границ Петербурга, и по возможности связать зеленые зоны области и города едиными коридорами. Статус ООПТ, по мнению экологов, единственный юридически значимый, который мог бы защитить их от ползучей застройки. Никакие иные формы типа градостроительной категории Р2 (рекреационно-ландшафтные территории) такой гарантии не дают.

Но тут возникает другая сложность. Чтобы территория удостоилась статуса особо охраняемой, экологи должны это обосновать: наличием здесь ценных биоценозов, редких видов растений и животных. Ничего такого во многих ООПТ, «нарисованных» в схеме территориального планирования, нет. Это давно уже вторичные леса, истоптанные людьми вдоль и поперек.

Вместе с представителями «ЭКОМ» и общественной организации «Новый экологический проект» мы посетили одну из таких «теоретических» ООПТ «Ржевский лесопарк и ковалевский лес». Будущий заказник кластерный, состоит из трех отдельных участков общей площадью чуть более 2 тысяч га.

1LЛес2_Д.jpgПервой точкой стал участок «Кудровский лес» (200 га). Этот лес уже явно замучен людьми. Его пересекают ЛЭП, железная и грунтовая дорога, вдоль которой во множестве свалены автомобильные шины. Гарь от соседнего асфальтобетонного завода преследует повсюду. Да и по составу своей растительности (в основном черная ольха) он совсем не привлекателен для прогулок. Хотя, возможно, в этом и есть его достоинство: птицам и прочей живности тоже нужно где-то укрываться и отдыхать от людей. Кроме того, по словам эксперта «ЭКОМ» кандидата географических наук Андрея Резникова, эта территория, если ее оставить в покое, имеет большой потенциал к возрождению - под кронами ольхи и берез подрастают ели и сосны.

Та же картина на втором участке кластера - «Ржевский лесопарк». Он вплотную прилегает к лесопарку, за который так яростно бьются петербуржцы, и во много раз больше (1717 га). Но соседство с Янином, где идет бурное строительство пяти жилых комплексов, внушает обоснованную тревогу за судьбу леса. С севера на юг его пересекает КАД плюс та же постоянная фрагментация - ЛЭП, газопровод, «железка». Вот и сейчас идет вырубка просеки под какой-то водовод. Девелоперы любят, когда рядом с их застройкой есть лес, - можно продавать жилье дороже «в экологически чистом районе». Вот только делиться своей землей под инженерные объекты не хотят.

Самый маленький (164 га) и еще не затоптанный участок кластера - «Ковалевский лес и долина реки Лубьи». Он вытянут вдоль Рябовского шоссе (Дорога жизни) и расположен на землях Морозовского военного лесничества. Из-за принадлежности Минобороны возникает множество юридических сложностей. И удастся ли сохранить пока еще вполне природную речку Лубью, соединяющую живым водным коридором область и город, большой вопрос.

Такой же безответный пока и вопрос о судьбе других пригородных 19 ООПТ (общая площадь - 35,4 тыс. га), обозначенных в схеме территориального планирования Ленобласти. Четыре из них - заказники «Медный Завод - р. Черная», «Приневский», расширение Колтушских высот и природный парк «Токсовский» - уже проходят экологическую экспертизу. Судьба остальных 15, как и того, в котором мы побывали, совершенно не известна. А от него уже отрезают куски в «земли поселений», то есть под застройку.

Согласно материалам проектной компании «Урбаника», если развитие прилегающих к Петербургу территорий пойдет по экстенсивному сценарию, то есть будет построено все, что заложено в генпланы поселений, к 2030 году жилищный фонд вырастет в два с лишним раза - с 24 млн кв. м (данные 2015 года) до 56 млн кв. м. Численность населения пригородных районов, которая на тот же 2015 год составляла 824 тыс. человек, составит 1 млн 672 тыс. человек. Где там протиснуться хоть одному дереву?..

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Александр КАРПОВ, центр экспертиз «ЭКОМ»:

«Несмотря на то что формально власти обоих субъектов Федерации признают наличие проблемы и необходимость сохранения территорий природно-рекреационного назначения в границах зоны взаимовлияния города и области, системные решения по охране природных ландшафтов по-прежнему остаются на стадии обсуждений. Даже на уровне официальных деклараций задача создания природного каркаса не воспринимается властями как препятствие для дальнейшего размывания лесных территорий».

Алексей ТРАВИН, РОО «Новый экологический проект»:

«Защитить пригородные леса можно, только признав ценность всех сохранившихся на сегодняшний день лесных массивов и природных ландшафтов в пределах первого пояса городской агломерации (к нему эксперты относят 15 - 20-километровую зону вокруг Петербурга). Ведь даже малоценные с биологической точки зрения участки в условиях усиливающейся урбанизации играют важную роль, если рассматривать их не изолированно, а как часть экологического каркаса - комплексной системы, способной обеспечить сохранение, а в перспективе и воспроизводство природных ресурсов». 

Материал был опубликован в газете под № 119 (6228) от 05.07.2018 под заголовком «Лес замучен людьми».

#Ленобласть #строительство #лес

Комментарии