Главная городская газета

Легализуемое детство

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Как провел ЧМ-2018 главный аэропорт Петербурга

Пулково занимает четвертое место в России по объему пассажиропотока. Как же аэропорт справился с многочисленным наплывом команд и болельщиков мундиаля? Читать полностью

Городские мероприятия остановят движение транспорта в Петербурге

В праздничные дни отдыхающим автомобилистам стоит переквалифицироваться в пешеходов. А работающим - заранее побеспокоится о своем маршруте. Читать полностью

В центре Петербурга сарай пристроился к истории

На 8-й Советской улице, 4, самовольно построили двухэтажное заведение общественного питания, второй этаж которого сколотили из досок. Городские власти требуют снести этот архитектурный эксперимент. Читать полностью

Около «Лахта Центра» появится поликлиника

Строительство многопрофильного стационара одобрено властями Петербурга. Договоренность о создании учреждения была заключена на ПМЭФ-2018. Читать полностью

Петербургскую школу дзюдо имени Рахлина отреставрируют за 2,4 млн рублей

Смольный одобрил проведение ремонтных работ в образовательном учреждении имени Анатолия Рахлина. Именно этот тренер когда-то обучал президента России Владимира Путина. Читать полностью

Бандит, терроризировавший юг Петербурга, получил по заслугам

В Московском районном суде вынесен приговор в отношении ранее неоднократно судимого 43-летнего уроженца Великого Новгорода. Как мужчина нарушал покой горожан – подробнее в нашем материале. Читать полностью
Реклама
Легализуемое детство | ФОТО Елены ПАЛЬМ/ТАСС

ФОТО Елены ПАЛЬМ/ТАСС

По состоянию на середину сентября в Петербурге и Ленинградской области были зарегистрированы 1 млн 222 тыс. иностранных граждан. Сколько среди них несовершеннолетних? Ответить на этот вопрос с ходу в миграционной службе региона не смогли – такая статистика не ведется. Оно и понятно: отдельного «детского» миграционного законодательства не существует – дети мигрантов легализуются на территории РФ практически по тем же правилам, что и взрослые. Только чуть строже.

Если родители законно пребывают на территории России, ребенка также поставят на миграционный учет. И тогда он на равных со всеми сможет учиться в петербургской школе, заниматься спортом, музыкой, посещать кружки...

По крайней мере 90 дней. Как только этот срок, указанный в его миграционной карте, истечет, школа обязана сообщить об этом в надзорные органы, а миграционная служба – выдворить ребенка вместе с родителями (родителем), закрыв въезд в РФ как минимум на год.

Впрочем, даже если такой ребенок и покинет Россию вовремя, то есть до истечения трехмесячного срока, вернуться в свой класс и сесть за свою парту он сможет не раньше чем через три месяца.

По закону, иностранец из безвизовой страны (а таковых большинство среди гастарбайтеров в Петербурге) имеет право находиться на территории РФ суммарно лишь 90 дней из каждых 180. Изменения в миграционное законодательство внесены с 1 января 2014 года. Свыше трех месяцев могут оставаться те, кто имеет разрешение на временное пребывание (РВП), либо вид на жительство (ВЖ), либо трудовой патент, либо учится в государственном вузе. Жены и дети трудовых мигрантов из дальнего зарубежья могут проживать на территории РФ весь срок работы главы семьи, оговоренный в разрешительных документах.

А вот для «ближних» безвизовых иностранцев понятие «сопровождающие члены семьи» законом не предусмотрено (напомним: безвизовый режим распространяется на бывшие советские Абхазию, Азербайджан, Армению, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Молдавию, Таджикистан, Узбекистан и Украину). Даже если у папы-мамы из такой страны есть действующий годовой патент на работу в Петербурге, ребенок все равно должен каждые три месяца выезжать на родину, пережидать там как-то 90 дней, после чего у него появится право въехать в Россию вновь.

Все дети школьного возраста должны обучаться – и это тоже закон. Ответственность за его соблюдение несут семья и школа.

Представим: прибывший в Петербург с родителями-гастарбайтерами к началу учебного года ученик старательно втягивается в учебу весь сентябрь, октябрь и часть ноября. Затем возвращается на три месяца на родину (что он там делает, где учится, чему?). А в марте снова вдруг появляется в своем петербургском классе...

– Введенное в законодательство правило «90 из 180» серьезно осложнило работу школ, в которых учатся дети-иностранцы, – говорит заместитель начальника отдела общего образования комитета по образованию Анна Грубская. – По сути, оно поставило под удар непрерывность образования. Адаптация учеников, для которых русский язык не является родным, их обучение в рамках общей программы задача сама по себе непростая, а ведь ребенку еще придется выезжать на родину...

Для того чтобы в школу приняли ребенка-иностранца, родители должны подтвердить законность собственного пребывания в РФ (виза или миграционная карта, подтверждение регистрации в Петербурге) – без этого директор не имеет права принять у его родителей заявление. Зачисляя новичка, руководитель учреждения оставляет у себя копии всех этих документов. И если срок их действия закончился, а информации о продлении от родителей так и не поступило, он обязан сообщить о ребенке без регистрации в УФМС. Если директор этого не сделал, а проверка обнаружит в школе детей, не имеющих законного права находиться в России, ему как должностному лицу грозит штраф 30 тысяч рублей за каждого.

Но ведь для школы и для директора очень важно прежде всего обеспечить право детей на получение образования, как это декларируется Конвенцией по защите прав ребенка! Что делать? Отстранить – отступить от положений конвенции, нет – нарушить российский миграционный закон.

Что директора выбирают на практике?

– Нужно отдать должное комитету по образованию и школам – с их стороны ведется тщательный контроль за легальностью нахождения в Петербурге учеников-мигрантов, – отмечает заместитель начальника УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитрий Никифоров.

В комитете по образованию объясняют: на практике директора чаще все же пытаются выдержать какой-то срок, дают родителям время привести свои дела в порядок, усиленно работая с каждой семьей – лишь бы только ребенок не выпал из учебного процесса. Ведь жизненные ситуации бывают разные...

Но вне зависимости от человеческого понимания и участия работает единая информационная база, отслеживающая статусы и перемещения иностранцев в России. Она ведется автоматически, а значит, о том, что легальный мигрант – хоть взрослый, хоть несовершеннолетний – перешел в категорию нелегалов, специалистам миграционной службы становится видно буквально в тот же день.

– Формально мы должны принимать определенные меры по выдворению лица, незаконно находящегося на территории Российской Федерации, – говорит Никифоров. – Естественно, детей без родителей не выдворяем. Да и меры к выдворению бывает сложно принять – такая семья, как правило, моментально исчезает из нашего поля зрения, «уходит в подполье». А неучтенные лица – это всегда для общества плохо: непонятно, как идет вакцинация детей-нелегалов, как оказывается медпомощь, какие условия проживания... Не секрет, что процент заболеваемости среди мигрантов по сравнению с россиянами очень высок. При выявлении таких фактов проводим разъяснительную работу о том, каким образом они могут легализовать положение детей на территории Российской Федерации.

Как только ребенок становится нелегалом, он пропадает из поля зрения и школы.

По информации комитета по образованию, на конец предыдущего учебного года (данные по текущему сейчас собираются) в петербургских школах обучались более 9417 детей-инофонов, то есть мигрантов, для которых русский язык не является родным. Еще 1553 маленьких иностранца посещали детские сады северной столицы.

То есть все пришедшие в детсады и школы несовершеннолетние инофоны тщательно сосчитаны.

А те, кто не пришел? Скольких юных нелегалов родители прячут от миграционных служб и системы образования (малыши сидят дома, подростки трудятся на складах и рынках – тоже, разумеется, нелегально)? Такая категория мигрантов, к сожалению, для северной столицы тоже не экзотика, и это не просто проблема – беда...

– Дети должны учиться вне зависимости от их гражданства! – повторяет Анна Грубская. – Нас очень беспокоит сложившаяся ситуация, но директор или учитель не должен и не вправе ходить по домам и выявлять иностранцев школьного возраста, которые не учатся. Наша задача – научить тех, кто пришел в школу.

В УФМС с этим в принципе не спорят, но все же отмечают: за последние два года миграционными органами именно совместно с сотрудниками школ была проделана большая работа, в корне изменившая ситуацию. И прежде всего за счет того, что к каждой «детской проблеме» и там и там подходили сугубо индивидуально.

– Если родители ребенка-иностранца легализованы (есть патент, работа, трудовой договор, регистрация по месту реального проживания, оплачиваются налоги) и не пропустили срока продления миграционного учета, то мы по их заявлению в порядке исключения продлеваем этот учет ребенку сверх 90 суток на весь срок действия родительского патента – чтобы он мог жить с родителями и не прерывал учебный процесс, – поясняет позицию УФМС Дмитрий Никифоров.

На вопрос, сколько таких решений принято, а сколько детей-иностранцев все же были исключены из петербургских школ по истечении 90 суток с момента въезда, в миграционной службе ответить затруднились – такая статистика не ведется. Но признали: процесс продления срока пребывания «в порядке исключения» детям мигрантов ведется активно.

– Мы очень ждем изменений в российском миграционном законодательстве, которые урегулируют этот пробел и уравняют членов семей иностранцев из безвизовых стран с иностранцами из дальнего зарубежья, – говорит заместитель главы УФМС. – Но уже сейчас легализация несовершеннолетних мигрантов у нас по факту максимально упрощена. Практика продления миграционного учета детей «в порядке исключения» поставлена на поток, чем их родители активно пользуются. С начала года легализован уже 1621 ребенок, родители которого проживают и работают в регионе. Так что случаи исключения детей-иностранцев из школы не так уж часты.


Почти треть детей-иностранцев, обучающихся в петербургских школах,
сегодня составляют граждане Украины (более 2,6 тысячи).
Далее по убывающей: представители Узбекистана (почти 1,7 тыс.),
Азербайджана (более 1,5 тыс.), Таджикистана (0,9 тыс.)...



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook