«Александр Санников» обзавелся флагом России

Нынешнее лето стало урожайным на события для Выборгского судостроительного завода. В списке наиболее значимых новостей - завершение строительства сразу двух дизельных ледоколов. Первый - «Обь» - спущен на воду. На втором ледокольном судне «Александр Санников» уже поднят российский флаг.

«Александр Санников» обзавелся флагом России | ФОТО Льва ФЕДОСЕЕВА/ТАСС

ФОТО Льва ФЕДОСЕЕВА/ТАСС

Портовый ледокол «Обь» проекта Aker Arc124 строится по заказу «Атомфлота». Судно мощностью около 12 МВт обеспечит навигацию танкеров СПГ на подходном канале и в акватории порта «Сабетта» на полуострове Ямал. Отличительной чертой ледокола стал инновационный движительный комплекс, о котором мы уже рассказывали читателям. Он состоит из четырех вращающихся на 360 градусов винторулевых колонок мощностью около 3 МВт каждая. Современный ледокол именно лопастями винторулевых колонок рубит лед, а не носовой частью, как было раньше.

Винторулевые колонки расположены попарно на носу и корме судна, что дает возможность максимально эффективной работы во льду. Длина «Оби» - 89,2 м, ширина - 21,9 м, осадка - 7,5 м. Дедвейт (с учетом перевозимого груза при максимальной осадке) - не менее 2 тыс. тонн. Мощность ледокола позволит ему эффективно работать во льду толщиной 1,5 м на скорости 2 узла (3,7 км/ч).

Технический проект ледокола был разработан финским проектным бюро. А его закладка на Выборгском судостроительном заводе состоялась в сентябре 2016-го. Технологический спуск корпуса ледокола «Обь» произошел в августе прошлого года. На сегодняшний день готовность ледокола составляет около 70%, а его сдача запланирована на весну 2019 года.

Пока «Обь» достраивается, на другом детище Выборгского судостроительного завода - ледокольном судне «Александр Санников», выполненном по заказу компании «Газпром нефть», был поднят флаг. Этот ледокол будет сопровождать танкеры с Новопортовского месторождения в районе Северного морского пути и внесет вклад в обеспечение круглогодичных поставок арктической нефти на мировой рынок.

На «Александре Санникове» внедрены современные системы динамического позиционирования и интегрального управления. Судно построено так, чтобы обеспечить возможность до 40 дней автономной работы при экстремальных температурах до минус 50 градусов.

Бортовые компьютеры полностью регулируют жизнеобеспечение ледокола, запускают генераторы, синхронизируют оборудование, управляют аварийными режимами, регулируют температурные и технологические режимы на всех палубах судна. Цифровизация управления повысила эффективность работы экипажа - для выполнения аналогичного функционала на других ледокольных судах требуется двукратное увеличение численности команды. Экипаж этого всего 19 человек.

На чистой воде «Александр Санников» разгоняется до 16 узлов (25 км/ч). За минуту способен совершить поворот на 360о. При мощности 22 МВт показывает ледопроходимость, сопоставимую с атомными ледоколами, имеющими вдвое большую мощность. Такие преимущества обеспечивает особая форма корпуса и три динамичных двигателя в кормовой и носовой части.

«Александр Санников», как и ледокол «Обь», ломает лед с помощью винтов, что дает преимущества в маневренности. На судне есть собственная пожарная станция, госпиталь, вертолетная площадка, аварийные катера, мощная лебедка и кран грузоподъемностью 26 тонн. «Александр Санников» может самостоятельно перевозить грузы, выполнять функции буксировщика и участвовать в спасательных операциях.

Значительная часть оборудования (вплоть до современного навигационного, ходового мостика и генераторов), установленного на ледоколе «Александр Санников», - российского производства. Самое современное носовое подруливающее устройство было создано в центре судоремонта «Звездочка» в Северодвинске.

«Александр Санников» стал первым ледоколом, построенным по программе «Время Арктики». В рамках этой программы уже спущены на воду и эксплуатируются шесть танкеров для транспортировки нефти с Новопортовского месторождения, одного из самых крупных нефтегазоконденсатных на полуострове Ямал. Новый ледокол начнет их регулярное сопровождение уже в июле. «Газпром нефть» продолжит сотрудничество с выборгскими судостроителями для развития инфраструктуры на полуострове Ямал.

«По нашим прогнозам, к 2030 году потребность рынка перевозок по Северному морскому пути увеличится на треть, - отметил председатель правления компании «Газпром нефть» Александр Дюков. - Развитие собственного арктического флота позволит компании в долгосрочной перспективе удерживать лидерство в российской Арктике. Следом за «Александром Санниковым» в высокой степени готовности уже находится второй выборгский дизельный ледокол - «Андрей Вилькицкий».

Кроме того, на данный момент в Петербурге продолжаются испытания систем атомных ледоколов «Урал» (ныне «50 лет Победы»), «Арктика» и «Сибирь». 

Материал был опубликован в газете под № 118 (6227) от 04.07.2018 под заголовком «Ледоколы рождаются летом».

#судостроение #ледокол #производство

Комментарии