Лечиться и учиться. Завтра — Международный День учителя

В этом году праздник выпадает на субботу, но в школах, в том числе больничных, пятидневка. А так обычно учителя отмечают его на рабочем месте — например, прямо в клиниках Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Лечиться и учиться. Завтра — Международный День учителя | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

— У нас лечатся дети в возрасте от одного месяца до 18 лет, — говорит Наталья Уланова, заведующая отделением гастроэнтерологии. Гастроэнтерология — сфера, где лечение длительное: нужно время, чтобы разобраться, что там «с животом». В травматологии восстановление тоже может занять недели и месяцы. Если терапия длится дольше 21 дня (при плановом лечении это известно заранее), родители могут написать заявление «на учебу».

Утро в «больничной» школе чем‑то похоже на обычное школьное. Только в обычной педагоги собираются в учительской, а потом расходятся по этажам, а Педиат­рический университет — городок в городе, тут расходятся по корпусам-клиникам. На офтальмологическое, скажем, спешит учитель физики, в нефрологию — преподаватель русского и литературы.

Десять учителей работают в клиниках Педиатрического на постоянной основе, еще пять предметников приходят из школы № 123 Выборгского района. «Больничная» школа — ее филиал.

Коридоры гастроэнтерологического отделения разноцветные, про такую расцветку говорят «веселая» — ее при прошлогоднем ремонте выбрали сами медики, исходя из пожеланий пациентов: настроение улучшает. Две мамы прогуливают карапузов, им чуть больше года. Но вообще 80 % пациентов — школьного возраста. Кто‑то именно здесь напишет свои первые буквы, кто‑то к ЕГЭ готовится.

Девочка лет двенадцати бодро сообщает заведующей отделением, что плохо себя чувствует, ее тошнит. Но на урок собирается. Потом все‑таки решает вернуться в палату — к ней позже учитель сам придет.

Комнату можно назвать классной только условно. Самый большой «класс», который обычно собирается, — человек пять-шесть, но чаще обучение вообще индивидуальное.

Пять не парт, а столов, за одним из них молодой человек в белом халате, вроде бы начинающий врач. На самом деле Антон Копьяк — учитель истории с десятилетним стажем. Окончил не педагогический Герценовский, а СПбГУ.

— Какая у тебя в школе последняя тема была? — спрашивает он сидящего напротив восьмиклассника.

— Вроде бы эпоха Просвещения.

— Просвещенная монархия — что это значит? — преподаватель проводит разведку: каковы знания.

…Некоторая заминка, но на имени «Вольтер» облегченно выдыхаем: этот философ знаком.

Преподаватель объясняет: Екатерина II купила библиотеку Вольтера, но дело не только в книгах. Философ оставлял в них множество помет, так что это отдельная ценность: возможность проследить течение вольтеровской мысли. А Даниэль Дефо писал своего «Робинзона Крузо», конечно, не для детей, а как своего рода философский трактат: человек нового времени оказался вроде бы в раю, но вне общества. Дальше идут Руссо, Монтескье, Гоббс…

— Что у тебя в школе по истории?

— Тройка.

— Сложно? Тут главное не зазуб­ривать даты, а найти взаимосвязи, потому что одно событие порождает другое.

Антон Сергеевич ставит «на первый раз» четыре с минусом.

Потом поясняет: здесь стараются обходиться без троек. Плохая оценка — плохое настроение, а это на ходе лечения может отразиться.

У ребенка и так много факторов стресса, комментирует Галина Суслова, доктор медицинских наук, профессор кафедры реабилитации. Резкая смена обстановки, отрыв от семьи, новые люди, боль, сам процесс лечения.

Правда, бывают и школьники-умники, лицеисты-гимназисты — эти норовят с преподавателем подискутировать.

Урок шел, наверное, с полчаса. И сам учебный день у пациентов укороченный, не больше трех занятий. Учитель истории направляется к другим ученикам — тем, кто в палатах.

На свой урок пришла первоклассница Маша с мамой. С Машей занимается завуч Людмила Морозова.

Правописание.

— Тя-я-я-нем, тя-я-я-нем палочку, закругляем… Ну ты просто молодец, Маша! — приговаривает учительница.

Двери в класс не заперты, в помещение триумфально заходит чудо, которому, наверное, и трех лет нет. Жизнерадостно, громогласно и безостановочно выдает миру весь набранный запас слов. Мама рядом готовит чуду перекусить. Почему‑то никто на этот «шум в классе» внимания не обращает, Маша невозмутимо и старательно выводит букву «ы».

У Людмилы Васильевны на отделении еще один «первоклашечка». Он сейчас на очень сложной процедуре, в свою школу «в первый раз в первый класс» пойти не смог. Педагог будет с ним здесь индивидуально заниматься. Сегодня в расписании у завуча — навестить детей еще в трех клиниках Педиат­рического.

Принципиальное отличие этой школы от привычной вот какое: «Не хочу учиться» — причина уважительная. Потому что «не хочу» — обычно из‑за того, что плохо, больно.

Учеба только по желанию. Но тут, говорят, редко кто отказывается. Это в обычной жизни полно отвлечений и развлечений: друзья, секции, прогулки, кино и так далее. А тут посидишь-полежишь с гаджетом ну день, ну два — надоест.

Врачи уверены: дети, которые хотят учиться, поправляются быст­рее. Потому что есть чем заняться, кроме как болеть.

— Реабилитация ведь не только медицинская, — говорит профессор Суслова. — Она и педагогическая, и психологическая, и социальная. Любое взаимодействие может быть реабилитационным.

Некоторые дети по много раз возвращаются в больницу — не потому, что «недолечились», а потому, что надо так: периодически проходить терапию. Говорят, они первым делом, вернувшись, просят записаться «в школу».

— Это очень хорошо, — отмечает Галина Суслова. — Дети не выбиваются из учебного плана, но при этом «отрываются» от своей болезни.

В филиале школы № 123 при Педиатрическом университете лечатся/учатся дети не только из Петербурга и Ленобласти: больше половины — из других регионов, в том числе с Ямала, из Коми, Приморского края, Ярославской, Свердловской и Новгородской областей, Татарстана, Дагестана, Крыма. В течение каждой учебной четверти здесь обучаются около 300 детей.

Школа появилась 90 лет назад, в 1934‑м. И в годы Великой Отечественной работала — как и клиника, как и вуз. А если неофициально, то школьному образованию в клинике больше 100 лет. Есть архивные документы 1923 года, там упомянуто «ходатайство руководительницы школьно-просветительской работы /…/ тов. Бубновой о необходимости обучать детей, находящихся в больнице…». Интересно обоснование — оно не про то, что пациенты не должны от учебы отставать: «это положительно влияет на них в период выздоровления».

Читайте также:

Объединились в Содружество. Открылась выставка «Учителя блокадного Ленинграда: история подвига»

С 28 сентября стартует всероссийский конкурс педагогов среднего профобразования «Мастер года»

#День учителя #больничная школа #педагоги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (7763) от 04.10.2024 под заголовком «Лечиться и учиться».


Комментарии