Круизные компании прикажут долго жить?

В Петербурге резко увеличились цены на топливо для лайнеров. Организаторы путешествий заговорили о возможном банкротстве и желании поставить суда на прикол.

Круизные компании прикажут долго жить? | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

«А зачем мне работать, если заранее знаю, что в этих условиях к концу навигации останусь в финансовом минусе?! - сетует один из устроителей речных круизов. - Скажу честно: если бы не обязательства перед многочисленными пассажирами, поставил бы лайнеры к стенке - в нынешних условиях это было бы гораздо выгоднее».

Все объясняется просто: речные круизы, как и их морские аналоги, организаторы стараются продать пораньше. А поскольку система «чем раньше покупаешь - тем дешевле» привлекательна и для туристов, многие из них бронируют и оплачивают путешествия за 6 - 9 месяцев до старта круиза. По приблизительным оценкам экспертов, до половины таких туров приобретается загодя и по ценам, которые действуют на тот период. И если рынок стабилен, а стоимость туров не прыгает, все остаются довольны.

Однако этой весной все пошло не по плану.

«Считайте сами: в конце прошлой навигации тонна топлива стоила до 37 тысяч рублей, а в нынешнем году оно стало резко дорожать, в мае достигнув уровня 53 - 55 тысяч, - говорит Андрей Михайловский, генеральный директор одного из туроператоров. - Если учесть, что примерно 60% туров уже реализованы по ценам, не учитывающим такой скачок, легко можно просчитать последствия». С учетом этого организаторы речных круизов делают вывод: если ситуация не изменится и рост стоимости топлива продолжится, в отрасли не исключены банкротства компаний и сокращение объема перевозок. Не считая того, что могут пострадать туристы: если круизная компания прикажет долго жить, они могут остаться и без отдыха, и без денег.

Да, стоимость речного тура состоит не только из цены на топливо, включая и массу других расходов. Но не секрет: практически 100% российских речных круизных лайнеров построены как минимум лет 30 назад. Это значит, что современные технологии (включая энергосбережение) применяются на них не в полной мере и топливный аппетит у них отменный. В результате затраты на горючее составляют около половины расходов и в отличие от затрат на экскурсионные программы или, например, питание сократить их крайне сложно. Ведь если туриста можно покормить более дешевыми продуктами, «недокармливать» лайнер топливом невозможно. Увы, но и альтернативы фактически нет: никто из монополистов не станет продавать горючее по ценам ниже рыночных. А увеличивать стоимость круизов соответствующим образом их организаторы не могут, поскольку за проданный «товар» ими уже получены деньги, а задирать цены сообразно топливным не получится - никто не купит. Практика показывает: если цена круиза возрастает даже на 10%, каждый пятый потенциальный турист от него отказывается.

По оценке экспертов, в этом году в отрасли намечался праздник: уровень спроса на речные круизы с учетом проведения чемпионата мира по футболу вырос по сравнению с 2017-м на 10 - 15%. Причем желание покупать наши речные круизы проявили и много иностранцев. А тут такой «подарок»... Примечательно, что во многом появление ситуации спровоцировало вступление в силу с 1 января 2018 года поправок в Налоговый кодекс, повышающих акцизы на дизельное топливо и бензин. И хотя старые акцизы в конце года обещают вернуть, заправлять лайнеры топливом надо сейчас, а не в декабре.

Это почти наверняка скажется на пассажирах речных круизных судов, если не будут приняты какие-то меры стабилизации топливного рынка. Да, купившим туры загодя дополнительные счета вряд ли выставят. А вот тем, кто соберется приобрести поездку сейчас, придется раскошелиться. Ценник сегодня такой. Распространенный в Петербурге трехдневный круиз на Валаам, к примеру, в эту навигацию начинается по цене от 6,7 тыс. рублей, а более продолжительные 5 - 7-дневные стоят от 15 тысяч. О длинных (свыше 10 дней) турах или поездках на более-менее комфортабельных судах многим останется только мечтать, поскольку 17-дневный тур из Петербурга до Самары и обратно тянет уже на сумму от 70 тысяч, а 25-дневный до Астрахани - от 96 тыс. рублей.

Очевидно, что такие цены не будут способствовать увеличению числа желающих купить туры на речной круиз.

Материал был опубликован в газете под №106 (6215) от 18.06.2018 под заголовком «Лайнер тоже хочет «есть».

#туризм #круиз #топливо #цены #рост

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (6215) от 18.06.2018.


Комментарии