Квест для автовладельцев. Платная парковка усложнила жизнь петербуржцам
Почти две недели прошло с начала работы зоны платной парковки на 71 улице Центрального района. Уже можно подвести некоторые итоги. Ну пусть не итоги (статистика доходов от оплаты машино-мест и штрафов будет в январе) – пусть только впечатления от начала нашей жизни и работы в этой самой зоне... А они оказались разнообразными.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Первое, что нужно отметить: улицы в границах Невского проспекта и трех набережных – Воскресенской, Синопской и реки Фонтанки – с начала месяца действительно стали просторнее. Это главный и самый весомый козырь сторонников введения платной парковочной зоны.
Но ошибется тот, кто решит, что жители центра – обладатели льготных парковочных разрешений – все как один одобряют введение платной стоянки возле их дома. Для многих горожан нововведение тоже стало проблемой.
Вчера в наш двор пришла беда. Ну не беда, конечно, а так – неприятность. Жилищники объявили о намерении очистить крышу дома от наледи, в связи с чем предложили с утра убрать из двора машины. А в этом дворе из двух десятков жильцов-автовладельцев получить льготное парковочное разрешение местного жителя до сих пор успели только двое, остальные высовываться из арки опасаются. В дворовом чате развернулось бурное обсуждение, куда девать машину да как уберечься от нежданных трат или штрафов... Это один мелкий штрих к сложившейся ситуации, которую можно охарактеризовать традиционным «гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Очевидно, что для расширения зоны платной парковки в Петербурге время было выбрано не самое подходящее: тут и зима вместе со снегом, завалившим город, и пандемия с эпидограничениями, и накопившееся за время пандемии раздражение людей. Этому раздражению способно дать выход что угодно. Ну, например, регламент получения парковочных разрешений.
Вот лишь несколько выдержек из обсуждений в соцсетях:
«Чтобы получить «резидентское» разрешение, нужно пройти семь кругов ада, хотя все сведения есть у них в базе! И это в разгар пандемии...»
«Кто придумал форму на запрос резидентского разрешения? Это же издевательство – в пандемию гонять людей за кучей справок... Основанием должна быть только регистрация или другие данные, подтверждающие факт проживания. Все! А тут просят анкету космонавта. Просто приличных слов нет...»
«Может, кто-нибудь из чиновников пройдет тот квест, который называется «Получение льготного парковочного разрешения»? В МФЦ очередь на запись – месяц. Удаленно тоже не легче. Зачем вам сканы паспортов собственников жилья, если все данные есть в «Госуслугах»? Зачем справки о квартире и выписки из всяких реестров, информация, с какого банковского счета будет произведена оплата этого разрешения, нотариальная доверенность от каждого собственника и так далее?».
Немало жителей вообще сомневаются в пользе платной парковки для своего района.
«Я вообще не понимаю, зачем в нашем «медвежьем углу» в Песках, по сути – в спальнике, где практически нет общественного транспорта и до метро идти полчаса, вводить платную парковку».
«Не решен вопрос с парковкой во дворах, которые власть в последние годы заставляет открывать. То, что там днем будет офисная парковка в семь рядов, ясно как божий день. Еще хуже будет за Старо-Невским (Полтавская, Миргородская, Кременчугская улицы), куда съедутся все офисные сотрудники из зоны платной парковки».
Возникают в соцсетях и дискуссии наподобие этой:
«Считаю, что для местных тоже не должно быть никаких льгот, проживание в центре должно быть дорогим, и особенно владение автомобилем».
«Получается, центр теперь – только для богатеев и коренных, что ли?»
«Дело не в богатых и бедных. Основная проблема – это машины офисных работников, которые по 8 – 10 часов стоят без движения, из-за них местному жителю не припарковаться. Те, кто едет на работу, могут оставлять машины у метро на «перехватках».
«А вы сами-то там ставились? Там по утрам чуть не до драки доходит за свободное машино-место...»
В общем и целом очевидно: парковочное нововведение не просто усложнило жизнь горожанам, живущим в центре, но и некоторым образом столкнуло их лбами. Сама по себе транспортная проблема в историческом центре вполне объективна: центр застраивался, когда колесного транспорта было раз в тридцать меньше, чем сейчас. На площади, составляющей 2 – 3% территории города, официально проживают 8 – 9% населения и находится 24 – 25% мест труда, учебы и культуры. Здесь происходит ежедневная маятниковая миграция – с утра народ едет в центр, где конторы, институты, больницы, дома творчества и т. д., а вечером домой в «спальные» районы. Решать проблему необходимо, но делать это надо с предельной аккуратностью, учитывая интересы всех жителей города.
Какие-то улучшения проекта платных парковок власть, вероятно, произведет, услышав мнения жителей. Например, найдет возможность упростить получение резидентских разрешений. Возможно, сделает более гибкой, адаптивной и регулирующей тарифную политику. Петербургские автомобилисты-общественники уже не первый год говорят: в выходные и праздничные дни, когда загрузка дорог гораздо ниже, парковка в центре вполне может быть бесплатной, как и ночью, ведь культурное наследие и красота нашего города сосредоточены преимущественно в центральной его части, и любой житель Петербурга должен иметь возможность приехать, припарковаться, сходить в музей, в театр, на выставку...
Вполне возможно даже, что «предоставляющий услугу парковки» город скоро научится чистить снег на платных парковочных местах.
Все это в принципе можно сделать и при желании отладить достаточно быстро. Гораздо дольше и сложнее перестроить транспортную инфраструктуру так, чтобы действительно необходимая деавтомобилизация центра происходила при помощи не одного лишь тарифно-штрафного кнута. Чтобы общественный транспорт пришел в «медвежьи углы», автобусы поехали по «выделенкам», появились единые билеты по адекватным ценам и бесплатные пересадки, заработали подземные и наземные паркинги и т. д.
В Петербурге ежедневно выходит на дороги около 2 – 2,3 млн транспортных средств, в том числе зарегистрировано 1,7 млн легковушек. Сколько перехватывающих парковок нужно для такого «стада»? Транспортные эксперты говорят: «перехваты» должны быть у каждой станции метро (кроме самого центра), вместимостью не менее чем на сотню мест. По самым грубым прикидкам – 7 – 8 тыс. машино-мест у шести десятков станций. Сегодня мы имеем 17 таких автостоянок в Выборгском, Калининском, Кировском, Красногвардейском, Московском, Невском и Фрунзенском районах общей емкостью менее 1,8 тыс. машино-мест. К началу следующего года количество мест на «перехватах» ненамного превысит 2 тысячи. В 2023-м такие автостоянки появятся в Кронштадтском, Курортном, Центральном и Невском районах, но и тогда на городских перехватывающих стоянках будет менее 5 тысяч мест.
Кстати, в этом же 2023 году, по плану, платная парковка охватит все исторические районы города: Центральный, Адмиралтейский, Петроградский и Василеостровский. Парковочная зона на 13 тысяч мест «накроет» еще 141 улицу...
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 234 (7071) от 14.12.2021 под заголовком «Квест для автовладельцев».
Комментарии