Курс на высокие широты

Три атомных ледокола и плавучую электростанцию, тоже атомную, построит Балтийский завод для Северного морского пути.

На главном заводском стапеле «А» уже возвышается практически полностью готовый корпус самого мощного в мире ледокола «Арктика» – головного в проекте 22220. А у причальной стенки пришвартованная десятками канатов и железных тросов стоит на достройке первая плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов».

Курс на высокие широты | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Арктика и Северный морской путь вновь стали объектом особого внимания руководства страны. В 2015 году указом президента России Владимира Путина в правительстве создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики. И, как прежде, огромная роль в развитии территорий и акваторий в широких высотах отведена Петербургу. Самые мощные суда и самые ответственные объекты создаются в нашем городе. На этой неделе ход строительства ледоколов и плавучего энергоблока (ПЭБ) инспектировал вице-премьер Дмитрий Рогозин – он возглавляет правительственную комиссию по Арктике.

Нева и северное небо встретили московских гостей недружелюбно. С залива шли штормовые волны, из мрачных туч зарядами проливался холодный дождь. Мощные заводские краны не работали уже третий день, порывы ветра превышали безопасную скорость 12 метров в секунду. Однако это не мешало бригадам судостроителей вести сварку, клепать трубопроводы и зачищать швы корпуса ледокола «Арктика».

– Передача судна заказчику по контракту запланирована на декабрь 2017 года, и график строительства четко выполняется, – рассказал нашей газете руководитель проекта Сергей Черногубовский. – Вы видите, что сейчас заканчивается сооружение винторулевой части судна. Одновременно ведется оснащение атомохода трубопроводами и его внутренней начинкой. Оборудование и узлы поставляют предприятия всей страны.

Лицензию строить атомные ледоколы в России имеет только Балтийский завод, и сейчас он выполняет контракт с ФГУП «Росатомфлот» на сооружение сразу трех атомоходов нового проекта 22220. Строительство головного судна этой серии было начато в ноябре 2013 года. Здесь же, на стапеле «А», в мае 2015-го заложили второй атомоход этого проекта – «Сибирь». Третий, под названием «Урал», начнут строить, когда спустят на воду «Арктику» и часть стапеля освободится.

Уверяют, что для этих ледоколов не будет преград, они способны преодолеть самые толстые льды и любые ледовые пространства – вплоть до Северного полюса. Проект разработан в Петербурге центральным конструкторским бюро «Айсберг». Атомоход будет оснащен двухреакторной энергетической установкой мощностью 175 МВт. Назначенный срок службы – 40 лет. Именно этим ледоколам предстоит сделать Северный морской путь – из Европы в Китай, Японию и к Корейскому полуострову – круглогодичным внесезонным, его уже называют по напрашивающейся аналогии «холодным шелковым путем».

Однако российская Арктика это не только Северный морской путь, но и огромные территории, которые ждут нового импульса в развитии. Одна из главных задач – обеспечение их энергетическими ресурсами, электричеством. И судостроители уже подготовили первый подарок северянам – плавучую атомную электростанцию «Академик Ломоносов». Головной проект серии мобильных транспортных энергоблоков выглядит уже совсем готовым: электростанция огромной глыбой возвышается над причалом – с небольшой трубой для выпуска пара от атомной энергоустановки.

– Это целый город, здесь даже есть баскетбольный зал, – рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин после небольшого совещания с руководителями предприятия, проведенного во внутренних помещениях плавучего энергоблока. – Это первая станция, но мы ставим задачу построить таких много. Возможно, стоит несколько «подсушить» проект, чтобы энергоблок не был таким массивным, тогда его можно будет доставлять не только морем, но и по рекам в небольшие сибирские города.

Первая плавучая электростанция уже имеет пункт своей приписки – порт Певек на Чукотке. Судостроители сдадут ее заказчику – концерну «Росэнергоатом» через девять месяцев, в сентябре 2016-го.

– Реакторы уже на борту, – сообщили сотрудники завода, – только ядерное топливо еще не загружено.

Затем будут готовить энергоблок к буксированию в порт приписки. Эта операция тоже обещает стать уникальной: плавучая электростанция объект не самоходный. Буксировать ее будут, видимо, по Северному морскому пути. Однако срок ухода станции от заводского причала еще не определен. Принято решение провести дополнительные испытания станции у достроечной набережной на совместимость ее с береговой инфраструктурой – с учетом высоких ветровых нагрузок и значительных вертикальных перемещений из-за приливов и отливов. Так что, скорее всего, «Академик Ломоносов» дождется у заводского причала сдачи атомохода «Арктика».

На Чукотке плавучий энергоблок ждут в 2018 – 2019 годах, чтобы он заменил готовящуюся к выводу из эксплуатации Билибинскую АЭС, срок службы которой подходит к концу. Кстати, две реакторные установки «Академика Ломоносова», которые в сумме выдают 70 МВт электроэнергии, будут служить 40 лет. После этого реакторы на ПЭБ можно будет просто заменить на новые.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (5602) от 09.12.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.