Курс на высокие широты

Три атомных ледокола и плавучую электростанцию, тоже атомную, построит Балтийский завод для Северного морского пути.

На главном заводском стапеле «А» уже возвышается практически полностью готовый корпус самого мощного в мире ледокола «Арктика» – головного в проекте 22220. А у причальной стенки пришвартованная десятками канатов и железных тросов стоит на достройке первая плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов».

Курс на высокие широты | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Арктика и Северный морской путь вновь стали объектом особого внимания руководства страны. В 2015 году указом президента России Владимира Путина в правительстве создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики. И, как прежде, огромная роль в развитии территорий и акваторий в широких высотах отведена Петербургу. Самые мощные суда и самые ответственные объекты создаются в нашем городе. На этой неделе ход строительства ледоколов и плавучего энергоблока (ПЭБ) инспектировал вице-премьер Дмитрий Рогозин – он возглавляет правительственную комиссию по Арктике.

Нева и северное небо встретили московских гостей недружелюбно. С залива шли штормовые волны, из мрачных туч зарядами проливался холодный дождь. Мощные заводские краны не работали уже третий день, порывы ветра превышали безопасную скорость 12 метров в секунду. Однако это не мешало бригадам судостроителей вести сварку, клепать трубопроводы и зачищать швы корпуса ледокола «Арктика».

– Передача судна заказчику по контракту запланирована на декабрь 2017 года, и график строительства четко выполняется, – рассказал нашей газете руководитель проекта Сергей Черногубовский. – Вы видите, что сейчас заканчивается сооружение винторулевой части судна. Одновременно ведется оснащение атомохода трубопроводами и его внутренней начинкой. Оборудование и узлы поставляют предприятия всей страны.

Лицензию строить атомные ледоколы в России имеет только Балтийский завод, и сейчас он выполняет контракт с ФГУП «Росатомфлот» на сооружение сразу трех атомоходов нового проекта 22220. Строительство головного судна этой серии было начато в ноябре 2013 года. Здесь же, на стапеле «А», в мае 2015-го заложили второй атомоход этого проекта – «Сибирь». Третий, под названием «Урал», начнут строить, когда спустят на воду «Арктику» и часть стапеля освободится.

Уверяют, что для этих ледоколов не будет преград, они способны преодолеть самые толстые льды и любые ледовые пространства – вплоть до Северного полюса. Проект разработан в Петербурге центральным конструкторским бюро «Айсберг». Атомоход будет оснащен двухреакторной энергетической установкой мощностью 175 МВт. Назначенный срок службы – 40 лет. Именно этим ледоколам предстоит сделать Северный морской путь – из Европы в Китай, Японию и к Корейскому полуострову – круглогодичным внесезонным, его уже называют по напрашивающейся аналогии «холодным шелковым путем».

Однако российская Арктика это не только Северный морской путь, но и огромные территории, которые ждут нового импульса в развитии. Одна из главных задач – обеспечение их энергетическими ресурсами, электричеством. И судостроители уже подготовили первый подарок северянам – плавучую атомную электростанцию «Академик Ломоносов». Головной проект серии мобильных транспортных энергоблоков выглядит уже совсем готовым: электростанция огромной глыбой возвышается над причалом – с небольшой трубой для выпуска пара от атомной энергоустановки.

– Это целый город, здесь даже есть баскетбольный зал, – рассказал вице-премьер Дмитрий Рогозин после небольшого совещания с руководителями предприятия, проведенного во внутренних помещениях плавучего энергоблока. – Это первая станция, но мы ставим задачу построить таких много. Возможно, стоит несколько «подсушить» проект, чтобы энергоблок не был таким массивным, тогда его можно будет доставлять не только морем, но и по рекам в небольшие сибирские города.

Первая плавучая электростанция уже имеет пункт своей приписки – порт Певек на Чукотке. Судостроители сдадут ее заказчику – концерну «Росэнергоатом» через девять месяцев, в сентябре 2016-го.

– Реакторы уже на борту, – сообщили сотрудники завода, – только ядерное топливо еще не загружено.

Затем будут готовить энергоблок к буксированию в порт приписки. Эта операция тоже обещает стать уникальной: плавучая электростанция объект не самоходный. Буксировать ее будут, видимо, по Северному морскому пути. Однако срок ухода станции от заводского причала еще не определен. Принято решение провести дополнительные испытания станции у достроечной набережной на совместимость ее с береговой инфраструктурой – с учетом высоких ветровых нагрузок и значительных вертикальных перемещений из-за приливов и отливов. Так что, скорее всего, «Академик Ломоносов» дождется у заводского причала сдачи атомохода «Арктика».

На Чукотке плавучий энергоблок ждут в 2018 – 2019 годах, чтобы он заменил готовящуюся к выводу из эксплуатации Билибинскую АЭС, срок службы которой подходит к концу. Кстати, две реакторные установки «Академика Ломоносова», которые в сумме выдают 70 МВт электроэнергии, будут служить 40 лет. После этого реакторы на ПЭБ можно будет просто заменить на новые.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 231 (5602) от 09.12.2015.


Комментарии