Курс – на север. Петербург и АЭС договорились о сотрудничестве
Многие северные регионы России стремятся войти в Арктический экономический совет (АЭС), созданный при международной организации, председательство в которой перешло недавно нашей стране, то есть при «большом» Арктическом совете. Побуждает их к этому главным образом желание приобщиться к международным бизнес-проектам и энергичнее продвигать свою продукцию за рубежом. Но первым (после ряда крупнейших отечественных компаний) примкнул к этой экономической площадке, не будучи арктическим регионом, Петербург. Соответствующий меморандум на днях подписал с АЭС профильный комитет Смольного.
ФОТО pixabay
Сблизиться с экономическим «ответвлением» Арктического совета Смольный пытался еще пару лет назад. В прошлом году, когда был создан петербургский Научно-производственный арктический кластер, куда вошло более 20 промышленных компаний, научных центров и вузов, ориентированных на развитие Арктической зоны РФ, казалось, это вот-вот произойдет.
Другая сторона была не против навести мосты с петербуржцами (в нашем городе прошла некогда одна из встреч представителей АЭС), ведь вклад Северной столицы в исследование и освоение Русской Арктики неоспоримо высок. В общем, меморандум о сотрудничестве Петербурга с экономическим штабом Арктического совета мог быть подписан примерно год назад, но все планы спутала пандемия.
Однако отказываться от них никто не стал, и вот эти усилия удалось довести до логического завершения. Заветная «дверь» в АЭС, который на очередной двухлетний период возглавил Евгений Амбросов (заместитель председателя правления компании «Новатэк»), наконец приоткрылась...
Тут нужно пояснить, что собой представляет АЭС. Он был создан в 2014 году по инициативе Канады, которая председательствовала тогда в Арктическом совете. И на сегодняшний день объединяет около 40 бизнес-структур и организаций из восьми стран – членов арктического клуба. А всего (учитывая и государства, имеющие статус страны-наблюдателя) их насчитывается больше 60.
Россию в АЭС представляют компании «Совкомфлот», «Новатэк» (напомним: она реализует на Ямале крупные проекты по производству сжиженного природного газа), «Мегафон», «Северная звезда» и «Росатом». Почти все они либо имеют в Петербурге головной офис, как первая из них, либо свое представительство, как «Атомфлот», подразделение «атомной» госкорпорации.
Основные сферы деятельности АЭС – морские перевозки, добыча полезных ископаемых, энергетика, развитие малого и среднего бизнеса. В последние годы на первый план вышли, правда, и такие направления, как цифровизация, IT-индустрия, телекоммуникации и связь.
Для некоторых арктических регионов морские транспортные коридоры – единственная нить, связывающая их с большой землей, отметил после подписания документа председатель АЭС. Поэтому важно развивать Северный морской путь, где грузооборот составил в прошлом году 33 млн тонн, превысив рекордный уровень советской поры, а к 2024-му должен достичь 80 млн тонн. Но без мощного ледокольного флота, создаваемого в Петербурге, нельзя ни перевозить грузы кратчайшим путем с наименьшими затратами, ни создавать в Арктике новые промышленные центры по добыче и переработке природных ресурсов.
Другая ниша помимо судостроения и прикладной науки, которую петербуржцы должны и могут занять, налаживая сотрудничество в рамках АЭС, – это подготовка судоводителей, считает Евгений Амбросов.
«Никогда на моей памяти, – сказал он, – морскому транспорту не требовалось так много высококвалифицированных специалистов, способных трудиться на сложных судах-газовозах и атомных ледоколах, как сегодня, а я работаю в этой сфере около сорока лет».
Подписание соглашения с АЭС – исходная точка сотрудничества. Сторонам еще предстоит обсудить (в том числе на полях Петербургского международного экономического форума) свои намерения и скоординировать действия. Так что говорить о совместных масштабных проектах пока рано. Но цели, которые при этом преследует Смольный, достаточно прагматичные, считает Герман Широков, председатель городского комитета по делам Арктики.
«Это развитие наших предприятий, у которых появится больше заказов и инновационных разработок, – пояснил он. – А обретая новых партнеров и заключая с ними контракты, промышленники будут создавать дополнительные рабочие места и наращивать налоговые отчисления, то есть действовать в интересах всего Петербурга».
Впрочем, стороны не намерены пренебрегать и гуманитарными проектами. Во всяком случае развитие арктического туризма (имеется в виду создание турмаршрутов в рамках проекта «Арктический Петербург») и поддержание традиционного уклада жизни коренных народов Крайнего Севера формирующаяся программа совместной работы тоже будет предусматривать.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 101 (6939) от 07.06.2021 под заголовком «Курс – на север».
Комментарии